Как внедрять новый цифровой сервис в бизнес. 10 вопросов, ответив на которые, вы поймете, стоит ли это делать в новых реалиях
20 июнь 2022 02:40 #110435
от ICT
ICT создал тему: Как внедрять новый цифровой сервис в бизнес. 10 вопросов, ответив на которые, вы поймете, стоит ли это делать в новых реалиях
Сегодня многие компании вступают на путь цифровой трансформации бизнес-процессов. Цифровые сервисы и новые технологии находятся на волне популярности и внедряются практически повсеместно. Кирилл Поляков, управляющий партнёр Incepta Group считает, что переходить на цифровые решения необходимо трезво и с умом и предлагает ответить на 10 важных вопросов, прежде чем внедрять в бизнес новые технологии. Зачем? Хайп или суть Если вы задумываетесь о внедрении в бизнес IT решений, то первый вопрос, на который нужно ответить - зачем? Это хайп - актуальная сегодня волна индустрии 4.0 или же это решение, необходимое для определенных задач. Если вы уверены, что цифровизация - это действительно потребность компании, а не дань моде, нужно понимать цель. Правильное целеполагание - залог успешного внедрения новых решений. Стоит ли внедрять? Необходимо оценить во всей широте разные аспекты, исходя из обозначенной цели - как уже было сказано в первом вопросе: с какой целью вы это делаете, сколько это будет стоить, предварительно рассчитать эффективность, оценить свою готовность и готовность компании в целом и т.д. Что внедрять? Сейчас рынок предлагает множество IT решений, программных продуктов и соблазнов что-то "оцифровать", и зачастую перед владельцами бизнеса и руководителями стоит непростой выбор: кому довериться? Рассматривая рынок IT-решений на примере строительной отрасли, можно выделить 5 категорий специалистов: 1 - IT-гиганты, крупные компании, предлагающие IT-решения для различных отраслей; 2 - IT компании, которые делают какие-то решения, поддаваясь модным трендам и течениям, не погружаясь в суть проблем и потребностей; 3 - узкоспециализированные сервисы; 4 - in-house разработки и привлечённые фрилансеры; 5 - инициативные группы: люди, вышедшие из строителей, понимающие боли и потребности отрасли. Скорее всего, вы быстрее найдете общий язык с исполнителем, который хорошо понимает ситуацию на конкретном рынке и ваши нужды. Что именно, какие решения внедрять - также один из важных вопросов, особенно учитывая санкции. В сложившейся ситуации, когда уходят западные компании, выбирать и внедрять необходимо будет из отечественных разработок. Кем внедрять? Еще один важный вопрос - как и по каким критериям выбирать специалистов для внедрения сервиса? Вариантов несколько: это могут быть свои IT-специалисты или специалисты на аутсорсинге. В обоих случаях, прежде всего, нужно оценить достаточность компетенций исполнителя, а также стоимость в соответствии с целями, гарантиями качества и своей готовностью вкладывать средства в эту инициативу. Останавливая выбор на внешних специалистах, важно заранее подумать о том, как поддерживать работоспособность сервиса после завершения внедрения. Это касается как ПО, так и цифровых сервисов. На примере строительной сферы: может показаться, что для сканирования строительной площадки дронами необходим лишь пилот и оборудование. Зачастую все бывает не так просто: тут лучше переоценить, чем недооценить. Сколько тратить на цифровизацию? Необходимо правильно оценить бюджет, выделить определённую сумму, которую вы готовы потратить и понять, что на имеющиеся деньги можно сделать. Сегодня даже небольшие предприятия могут тратить на автоматизацию от одного до нескольких миллионов рублей в год, не получая на выходе никаких действительно хороших и легких решений и оптимизации. Располагать бюджетом - ещё не значит правильно его использовать. Только правильное целеполагание и готовность инвестировать может принести действительно хороший результат. В этом решении компании обычно идут от своего оборота: к примеру, если это строительный объект - сумма рассчитывается от суммы инвестиций, как правило это 2-3% - это средства, которые могут уходить на цифровизацию. Как не сделать цифровой винегрет? Зачастую многие считают, что цифровизация, индустрия 4.0 - это панацея, волшебная таблетка, которая может делать абсолютно все. Это далеко не так: разные сервисы и разные форматы требуют работы по стыковке, сравнений заложенных в них данных и работы с данными. В попытках получить все и сразу, не наметив определенных целей велик риск сделать "цифровой винегрет" и понести расходы, не имеющие результата. Объять необъятное невозможно, и выбирать продукты и технологии нужно исключительно исходя из своих целей. Готова ли компания? Необходимо трезво оценить, готова ли компания к цифровизации с точки зрения процессов. По нашему опыту, компании делятся на несколько типов. Есть компании, которые считают, что у них уже все есть и никакие новые решения им не нужны. Но фактически, состояние дел с отчетностью в таких компаниях таково, что даже имеющихся данных в виде красивых презентаций недостаточно для вынесения необходимой информации. Маленькие компании, напротив, зачастую считают, что цифровизация - удел сильных и крупных игроков, а у них все скромно и ничего нет. В таких компаниях собственник обычно бывает гораздо ближе к бизнесу, и у них есть данные и информация, которую можно быстро обработать и оцифровать. Третья история - это компании, находящиеся в каменном веке с точки зрения данных, но компания хочет в цифровизацию - здесь мы и рискуем получить цифровой винегрет. Такие компании совсем не готовы к выходу в цифровизацию. Таким образом, маленькие компании могут быть более чем готовы к новым решениям, тогда как большие могут быть не готовы вовсе. Кроме того, в больших компаниях зачастую процессы бывают очень забюрокрачены, а длительные процедуры принятия решений не способствуют легкости в переходе на новые бизнес-процессы. Как оценить эффективность? Оценка IT- проектов - это всегда сложная история, и зачастую критерием успешности становится вопрос "что мы сэкономили". Это не совсем верно: непосредственной экономии мы здесь не увидим. Не существует универсальной формулы для оценки эффективности внедрения IT-решений, но в каждом случае IT решение что-то принесло: ускорение документооборота, ускорение процесса принятия решений, сокращение персонала или затраченного персоналом времени, сокращение расходов на автоматизацию проектов и т.д. Последствия цифровизации - это всегда какие-то измеримые результаты и блага. Как организовать сопровождение и обучение? У каждого цифрового продукта много конечных пользователей: бенефициары, топ-менеджеры, миддл-менеджеры, исполнители. У каждого из пользователей есть свое субъективное мнение и понимание продукта. Важно понимать: система будет работать эффективно, если она будет работать на всех уровнях. Только системный подход и внедрение на всех уровнях - от топ-менеджмента до исполнителей - может привести к результату. Как дальше развивать? Еще на старте необходимо иметь понимание, куда двигаться дальше, некую дорожную карту событий и ответ на вопрос "куда двигаться". Любое внедрение проходит стандартные процедуры у пользователей: от недоверия к доверию, от доверия к очарованию, далее следуют этап повсеместного использования, а затем затухание. Чтобы система работало эффективно, нужно не стояит на месте, постоянно развивать ее, заранее думая о том, как это правильно и эффективно делать. Цифровизация — один из мощных драйверов развития бизнеса. Решаясь на цифровую трансформацию, необходимо помнить, что цифровое решение должно быть легкое: чем понятнее и дружелюбнее будет продукт для конечного пользователя, тем больше шансов на успех.
Ссылка на источник
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.