Забота с риском деградации

16 авг 2021 02:40 #104588 от ICT
Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) на последнем заседании приняла решение продлить на 10 лет "большой сотовой четверке" разрешения на использование частот для развития сетей в стандарте LTE при соблюдении ряда условий. Среди них обязательное требование для операторов: использовать (при регистрации новых радиоэлектронных средств) с 2023 г. только РЭС, включенные в единый реестр российской электронной продукции. Такая, как кажется, забота регулятора о поддержке отечественного производителя на деле может оказаться неэффективной и даже вредной для рынка связи. Заседание ГКРЧ состоялось 2 августа 2021 г. Как следует из его решения (№ 21-59-03), с 2023 г. в используемом LTE-оборудовании должно применяться программное обеспечение, включенное в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденный Минцифры. Иными словам, с 2023 года операторы будут должны использовать только российское оборудование и ПО для строительства сетей 4G. Отметим, что такое требование уже существует в отношении базовых станций 5G. Требование использовать только российское ПО и оборудование для базовых станций сети пятого поколения имеет хоть какую-то логику, потому что в России пока нет ясности с диапазонами частотам для 5G, а года через три, когда эта ясность появятся, существует вероятность появления отечественных решений. Со всеми оговорками, требование об отечественном оборудовании и ПО для сетей 5G выглядит хотя бы в некоторой степени оправданно. Но когда государство говорит, что теперь еще и для LTE-сетей нужно использовать только отечественное оборудование, возникает ряд вопросов и сомнений в целях, которые преследует регулятор. Сети LTE операторы строят не один год и большая их часть уже развернута. И ясно, что никто не будет "спиливать" уже построенные базовые станции Huawei, Nokia, Ericsson или ZTE. В последние годы российские операторы устанавливают в каждом регионе от силы десяток-другой базовых станций LTE в год, и цифра эта будет неуклонно уменьшаться, потому что основное покрытие уже обеспечено, количество абонентов не увеличивается и, соответственно, не растет выручка сотовых компаний. А вкладывать деньги в покрытие болот и полей представляется делом экономически нецелесообразным. Таким образом, если после 2023 года и будут появляться новые РЭС на сетях LTE, то их общий счет пойдет от силы на сотни. А значит, отечественные производители оборудования и ПО едва ли окажутся завалены заказами от операторов и обеспечены работой в три смены. Получается, что регулятор, вроде как заботясь о поддержке отечественного производителя, на деле ее только декларирует. Решение о том, что с 2023 года все новое оборудование LTE должно быть отечественным, может принести обратный эффект. Вполне вероятно, что выставленные регулятором условия не увеличат количество закупок отечественного оборудования со стороны операторов, а спровоцируют "большую четверку" на то, чтобы сейчас, не дожидаясь 2023 года, максимально закупиться иностранным оборудованием. И в результате спрос на иностранное оборудование только вырастет. Российские операторы закупятся впрок, введут недостающие фрагменты сетей LTE в эксплуатацию, а к 2023 году скажут, что сеть уже построена и обеспечена всем необходимым на 10 лет вперед. Подобное положение вещей, но в меньшем объеме, можно было наблюдать в области интернета вещей (IoT). 21 декабря 2020 года ГКРЧ постановила, что все IoT-сети в России с 2021 года должны строиться только с использованием отечественных базовых станций. Операторы и иностранные вендоры отреагировали соответствующим образом: они постарались ввезти в Россию максимальное количество IoT-оборудования до наступления "часа икс" (кстати, срок вступления в силу требования строить IoT-сети на отечественных базовых станциях удалось перенести еще на год). Еще один риск, связанный с решением ГКРЧ, заключается в том, что операторы вполне обойтись в регионах оборудованием, не обремененным требованиями "отечественнсоти". То есть устанавливать после 2023 года новых базовые станции 2G и 3G, вместо 4G и 5G. Таким образом, в погоне за тем, чтобы помочь отечественному производителю, регулятор рискует спровоцировать операторов на то, чтобы покрыть регионы сетями связи по технологиям 30-летней давности. А это уже деградация отрасли связи. Маловероятным также представляется возможность быстрой разработки, а главное - серийного выпуска полностью отечественного оборудования для сетей LTE в срок до 2023 года. Сети 4G, равно как и 5G включают огромное количество разных технологий, многие из которых к тому же запатентованы. Иностранные телеком-вендоры потратили на создание LTE-решений миллиарды долларов и около 10 лет. Поэтому слабо верится в то, что можно сделать "в гараже" российское LTE-оборудование. К тому же невозможно это сделать, не заплатив большие роялти за патенты. Если же речь идет о возможности локализовать зарубежное оборудование и ПО, то требование вхождения в соответствующие реестры – одно из самых суровых требований, потому что для включения в эти реестры зарубежным компаниям придется бесплатно раскрыть коммерческие данные своих разработок (прежде всего, исходные коды ПО), на которые были потрачены большие средства. Однако, если классифицировать оборудование LTE как программно-аппаратный комплекс (ПАК), то перспективы локализации зарубежного оборудования могут быть более позитивными. Сейчас, однако, в российском правовом поле ПАКи не фигурируют как отдельный класс оборудования. И, возможно, именно в этом направлении следовало бы двигаться регулятору: разработать для ПАК нормативную базу и особую процедуру процедуру локализации (с очевидным упором на ПО как ключу к контролю над сетевым оборудованием). Таким образом не на словах, а на деле можно было бы учесть интересы и отечественных, и зарубежных поставщиков. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    «Ростелеком» на Ямале обновил условия участия в проекте «Забота»9.74Среда, 25 января 2017
    Роботизированный "ползунок" поможет детям с риском развития ДЦП9.58Среда, 27 июля 2016
    Сбер запустил систему управления операционным риском "СберОРМ"9.48Четверг, 17 ноября 2022
    Росбанк переходит на инновационную систему управления моделями и модельным риском9.38Понедельник, 31 июля 2023
    Перспектива деградации и монополизации9.23Воскресенье, 17 апреля 2022
    Глава "МегаФона" назвал сроки деградации качества сетей 4G8.83Понедельник, 11 октября 2021
    Количество БС в России сократилось, но деградации сетей связи пока нет8.83Воскресенье, 10 сентября 2023
    АО "ГЛОНАСС" и "Полимед" создадут телемедицинскую платформу "ГЛОНАСС Забота"8.83Понедельник, 16 мая 2022
    Правительственные эксперты заключили, что регулирование интернет-мессенджеров приведет к "деградации Рунета"8.65Пятница, 30 сентября 2016
    Инициатива Минэнерго ввести с июля 2020-го плату за неиспользуемый резерв электроэнергии приведет к деградации рынка обработки данных. В ре8.22Четверг, 26 декабря 2019

    Мы в соц. сетях