Сантехник для вашей CRM. Устранение "протечек" в бизнес-процессах

15 дек 2022 02:40 #112208 от ICT
К 2030 году объем мирового рынка CRM-систем превысит $170 млрд, при среднегодовом росте в 13,3%. При этом требования со стороны бизнеса ужесточаются, а готовые к работе решения нужны уже вчера. Как дорабатывается базовый функционал CRM под реальные задачи и процессы компаний, рассказывает Олег Громов, СЕО Extyl. CRM традиционно воспринимается как инструмент управления продажами, который помогает привлекать новых и удерживать старых клиентов. Основная идея подобных систем - собрать в одном месте все лиды из разных источников, историю коммуникации с ними и этапы проведения сделки. Однако более корректно будет воспринимать CRM как инструмент автоматизации, причем не только работы с лидами, но и бизнес-процессов компании. Конечная цель и результат которого - не просто продажи, а решение всех проблем клиента оптимальным, быстрым и удобным для компании способом. Например, сбор автоматической отчетности для руководства, проверка актуальности базы клиентов, выстраивание прозрачной работы сотрудников и своевременный контроль. При этом для разработки IT-продуктов чаще используют решения, которые предлагают стандартный набор блоков и функций. Но "стандартного бизнеса" не существует. Обычно облачные решения, которые не требуют серьезных вложений, быстро разворачиваются, и спрос на них постоянно увеличивается. Но по мере роста компании появляются новые потребности, и базового функционала становится недостаточно - часть бизнес-процессов "протекает" из CRM наружу, выпадая из автоматического контура управления. На помощь приходят интеграторы, которые находят такие протечки и устраняют их, используя различные методы разработки и внедрения. О том, как это происходит, когда для компании наступает время "вызвать мастера", - разберем на примере производителя сантехники. Чистый лист. CRM и ее стандартные возможности Типичный сценарий работы: пользователь сайта заполняет форму на сайте, и все эти данные автоматически попадают в CRM. Формируется сделка, разделяемая затем на этапы, на каждый из которых может быть автоматически назначен исполнитель. Необходимые документы, письма и сообщения генерируются автоматически. Также программно отслеживается движение по этапам, формируются отчеты и воронка продаж. При необходимости можно интегрировать дополнительные каналы коммуникации, от почты и популярных мессенджеров до телефонии и интеграции с корзиной интернет-магазина, предусмотреть дополнительные отчеты и этапы сделки. Это может потребовать привлечения специалистов для подключения и настройки необходимых модулей, однако все еще укладывается в стандартный функционал современной CRM. На выходе получается мощный инструмент для работы с лидами и контроля сотрудников, поскольку все действия фиксируются - от телефонных переговоров до переписки в чате и времени отправки необходимых документов. Даже таких возможностей достаточно, чтобы значительно повысить эффективность бизнес-процессов - в любой момент можно построить отчет и выяснить, кто из менеджеров работает лучше, а кто отстает, найти "узкие места" при оформлении сделок и устранить их, в случае спорных ситуаций поднять историю общения и выяснить, в какой момент произошел сбой. Когда возможностей модулей недостаточно Стандартные возможности CRM не учитывают специфики конкретного бизнеса. Например, у компании, которая занимается продажей медицинского оборудования коммерческим и государственным клиентам, несколько разных типов сделок со своими наборами необходимой документации, этапами прохождения и утверждения. Не стоит забывать и об особенностях, связанных с участием в тендерах и взаимодействием с субподрядчиками. Настроить CRM под такие процессы без доработки штатного функционала практически невозможно. Можно вручную выгружать необходимые для тендерного отдела данные, а потом так же вручную вносить обратно результаты. Но это та самая протечка в бизнес-процессах: существенная часть оформления сделки выпадает из-под контроля. Для того чтобы избежать протечки, потребуется разработать дополнительный сервис, который будет автоматически отправлять в тендерный отдел данные, контролировать текущий статус и также автоматически подгружать в CRM результаты. Это задача для интегратора: реализовать новый полноценный бизнес-процесс и внедрить его в CRM. Одновременно можно доработать и штатный функционал и добавить, например, систему светофора - световые индикаторы, которые показывают текущий статус сделки и помогают визуально определять, на что следует обратить особое внимание. Закат солнца вручную, или К чему приводит экономия на спичках Развернуть и начать использовать базовые возможности современной облачной CRM можно буквально в несколько кликов. Но эта легкость и доступность обманчива. У каждого бизнеса есть уникальные процессы, которые не укладываются в рамки стандартных настроек CRM и остаются на "ручном управлении" - средства потрачены, но автоматизация фейковая. Как и почему это происходит - рассмотрим на примере компании, которая продает и обслуживает сантехнику по гарантии. Для сотрудников центрального офиса развернуто облачное CRM-решение, однако внешний колл-центр, в который обращались все покупатели их товаров, работал отдельно. Поэтому все сделки приходилось заводить в систему вручную. Также вручную выбирался сервисный центр, который занимался работами по конкретной заявке. Каждому сервисному центру соответствовала папка на облачном диске, куда мастера загружали фотографии ремонта, чеки и все документы по выполненной заявке. Раз в месяц менеджеры компании заходили на диск, собирали из каждой папки накопившиеся материалы, вручную вносили данные в таблицу, рассчитывали количество ремонтов, эффективность и качество выполненных работ, на базе чего определялась сумма выплат сервисному центру. Изначально в системе отсутствовали разделение прав доступа и возможность контроля исполнителей, сотрудники были вынуждены вручную обрабатывать заявки, и, по сути, облачная CRM "жила своей жизнью". Как исправить ситуацию В первую очередь надо выяснить текущее состояние дел и сформировать список потребностей - того, что необходимо доработать в дополнение к стандартному функционалу. В этом помогут беседы с ключевыми лицами - руководителями и менеджерами, а также сотрудниками компании, которые непосредственно работают с CRM. Необходимо описать весь бизнес-процесс: от первого звонка клиента до оформления закрывающих документов. К кому и по какому каналу обращается пользователь, какие необходимы данные для оформления заявки и где их взять, кто задействован в процессе работ, как предоставляет отчетность. Это позволит сформировать список потребностей и доработок в дополнение к стандартному функционалу. Штатными средствами, которые изначально есть в системе, исправить ситуацию невозможно. Поэтому после выяснения всех подробностей и составления ТЗ, необходимо перенести бэкап имеющихся сделок из облачной версии CRM в коробочное решение, установленное на сервере компании. Поскольку в рассматриваемом примере часть заявок поступала через колл-центр, часть обрабатывали непосредственно менеджеры компании, а часть приходила от сервисных центров, необходимо сформировать три различных направления сделок. Интегратор внедрил автоматическое назначение центров по региональному признаку - теперь достаточно при оформлении заявки просто указать город. Сделал и интегрировал в CRM внешнюю форму отчетности для сервисных центров, которую они заполняют самостоятельно, а также связал его с общим отчетом менеджеров компании, чтобы ничего не надо было переносить вручную. Для удобства коммуникации на портал компании добавлены экстранет-группы, чтобы сотрудники сервисных центров могли самостоятельно, а не через менеджера компании отписываться в задачах о выполненном ремонте. Также придется поработать над карточками сделки и контактов, добавить новые справочники, например, для дефектов или повреждений. Для того чтобы не вносить вручную артикулы изделий, которые необходимо заменить, - изменить каталог товаров, добавить в него возможность поиска и выбора нужных позиций. Результат работы интегратора: полностью исключен ручной труд, все отчеты формируются автоматически, что экономит большое количество рабочих часов сотрудников. В компании повысилась прозрачность бизнес-процессов - менеджеры теперь могут контролировать все детали выполнения заказа как внутри компании, так и у субподрядчиков. Сервисные центры могут теперь отчитываться о выполненных работах в режиме реального времени и решать возникающие вопросы сразу, а не раз в месяц. Современная CRM-система - мощный инструмент работы с лидами и автоматизации внутренних процессов в компании. Однако при первоначальном развертывании - это всего лишь чистый лист, который только предстоит заполнить, привести в соответствие с внутренними требованиями и особенностями бизнес-процессов. Результатом такой настройки становится уникальная CRM, решающая задачи конкретной компании. Этот процесс требует соответствующих компетенций, но в результате бизнес получает мощный инструмент автоматизации и повышения эффективности. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Как выбрать цифровые сервисы и бизнес-приложения для вашей компании быстро, точно и эффективно13.61Вторник, 01 декабря 2020
    Обзор приложения Lifelog: журнал вашей активности9.85Среда, 21 декабря 2016
    Maykor отчиталась об изменениях в структуре и производственных процессах9.85Четверг, 23 августа 2018
    Совместное решение SAP и "Логинет" позволит экономить на логистических процессах9.74Вторник, 19 января 2021
    ФАС отвела Microsoft месяц на устранение нарушений8.57Понедельник, 19 июня 2017
    Apple потребовалось 2,5 года на устранение «дыры» в iPhone8.48Пятница, 22 января 2016
    Минфин режет расходы на устранение цифрового неравенства8.48Среда, 05 августа 2020
    "Ростелекому" выделят 3,2 млрд рублей на устранение "цифрового равенства"8.39Вторник, 30 августа 2016
    "Ростелекому" выделят 3,2 млрд рублей на устранение "цифрового неравенства"8.39Вторник, 30 августа 2016
    "Ростелеком" может получить еще 3,2 млрд рублей на устранение цифрового неравенства8.3Понедельник, 29 августа 2016

    Мы в соц. сетях