Российский рынок корпоративных коммуникаций удвоится к 2028 г.

09 апр 2024 02:40 #116030 от ICT
Такие выводы сделали аналитики J’son & Partners Consulting в ходе подготовки к исследованию российского рынка унифицированных коммуникаций (включает корпоративную телефонию, видео-конференц-связь (ВКС), корпоративные мессенджеры и почтовые решения). По мнению авторов исследования, главной тенденцией ближайших лет станет рост доли российских разработчиков, причем опережающими темпами - 33% среднегодового темпа роста против 15% в среднем по рынку. Основным фактором роста будет активное замещение решений иностранных вендоров, ушедших из России, а также повышение требований к информационной безопасности со стороны регуляторов. Директор по продажам VideoMost Дмитрий Шульга считает данные темпы роста рынка для российских игроков чересчур оптимистичными. По его мнению, более реальным выглядит уровень 10-15%. Продакт-менеджер цифрового рабочего пространства для совместной работы и корпоративного общения Squadus ООО "Новые облачные технологии" Сергей Герук согласился с оценкой объема рынка в 81 млрд руб. по итогам 2023 г., но темпы роста назвал мало реальными в течение всего периода до 2028 г.: "Рост будет первые два года - по сути, сейчас, в период импортозамещения. Ожидаем, что корпоративный сегмент подстегнет также недавнее заявление об окончательном уходе облачных сервисов Microsoft с российского рынка. Кто-то заключал долгосрочные контракты еще в 2022-2023 гг., кто-то мог продлевать подписку через "серые" каналы, но в любом случае все эти лицензии закончатся в 2025 г.". В итоге уже в 2024 г. J’son & Partners Consulting прогнозирует, что доли российских и зарубежных ВКС сравняются, тогда как в 2023 г. отечественные решения занимали лишь 45% рынка. К 2028 г., по прогнозам J’son & Partners Consulting, доля российских ВКС превысит 90%. Заместитель директора и соучредитель компании Vinteo Дмитрий Серый обратил внимание на существенную разницу в уровне импортозамещения в государственном и коммерческом секторе: "По нашим оценкам, уровень импортозамещения ВКС в госсекторе составляет около 60%, в сегменте коммерческих заказчиков - до 30-40%". Лидерами российского рынка, по мнению авторов исследования, являются IVA Technologies, Vinteo и TrueConf. Особо аналитики выделяют IVA Technologies, развивающую экосистемы продуктов, в которые, кроме ВКС, входят IP-телефония, корпоративные мессенджеры и почтовые серверы. Однако анонимный источник на рынке обратил внимание, что в рейтингах учитываются не только поставки ПО для ВКС, но и различное оборудование для залов и переговорных, интеграционные услуги, что не отражает реальной расстановки сил. Дмитрий Шульга также считает, что корпоративные коммуникации - это не только ВКС и не только ПО: тут и телефония, и почтовые сервисы, и мессенджеры, и оборудование. "Если говорить о рынке именно ВКС ПО - то есть о вендорах, которые самостоятельно разрабатывают продукты для видео-конференц-связи, то тут пять основных игроков: VideoMost, Trueconf, IVA, Vinteo, "Контур" и еще 10-15 других разработчиков, в том числе ИТ-подразделения банков, которые часто берут СПО и лишь меняют интерфейс", - пояснил эксперт. Как отметил генеральный директор ООО "АМ Медиа" Илья Шабанов, открывая онлайн-конференцию "Выбираем корпоративную платформу коммуникаций", отношение к российским системам ВКС радикально изменилось в 2022 г. после ухода зарубежных вендоров и отключения многих российских пользователей от популярных зарубежных сервисов, хотя до этого процесс импортозамещения всего коммуникационного ПО в коммерческом секторе практически не шел, ограничиваясь лишь госструктурами. Руководитель проекта "Контур.Толк" Павел Скрипниченко связал то, что многие компании до сих пор пользуются зарубежными продуктами, как минимум с двумя причинами: "Во-первых, именно крупный бизнес приобретал лицензии, срок действия которых еще не закончился. Однако это не мешает компаниям параллельно тестировать российский софт, чтобы заменить решение на отечественное. Во-вторых, чем больше организация, тем сложнее устроена процедура подбора. Сервис должен пройти аудит службы внутренней безопасности и при этом получить положительную обратную связь от сотен и даже тысяч сотрудников, которым с этим продуктом предстоит работать. Отмечу, возникшая на рынке ситуация, связанная с тем, что Microsoft планирует ограничить доступ к некоторым облачным сервисам корпорации, может ускорить процесс перехода. Скачок интереса к российским сервисам видеосвязи мы наблюдали и на примере нашего сервиса "Контур.Толк". Сергей Герук считает сильными сторонами зарубежных продуктов простоту интеграции с другими сервисами и низкие системные требования: "Помимо SaaS-решения MS Teams*, которым пользовалось большинство компаний, у многих был также закуплен Skype for Business* - on-premise решение. Он потребляет небольшое количество ресурсов и может быть развернут в периметре компании. Поэтому большинство компаний, особенно которые не торопились с миграцией, просто "сдули пыль" со Skype* и развернули его у себя. Да, это намного менее функциональный продукт, чем MS Teams*, но базово - на 90% - он закрывал все задачи ВКС. Кроме того, он интегрирован со всеми сервисами - например, с почтовыми клиентами". Дмитрий Шульга связывает использование зарубежных продуктов с инерцией рынка: "Зарубежные ВКС используются, так как это привычно и проверено, всем российским разработкам так или иначе нужно еще время для достижения технологического паритета. Это не значит, что они не готовы к использованию уже сегодня. VideoMost закрывает 80% базового функционала Zoom* и Teams*, но заказчики часто предъявляют специфические требования, которым ни один из российских ВКС-продуктов не отвечает. При этом заказчики не хотят ждать и платить за доработки, а небольшие отечественные вендоры просто не в состоянии под каждого заказчика менять продукт за свой счет: на это не хватит никаких внутренних инвестиций". Дмитрий Серый считает, что ниша у зарубежных решений постоянно сужается: "Зарубежными решениями пользуются в основном коммерческие заказчики, которые не связаны обязательными требованиями по переходу на отечественные продукты, у них давно построена инфраструктура на импортном оборудовании. Однако и этот сегмент "сдается" - с каждым новым ограничением со стороны иностранных компаний для российских пользователей, информационными атаками и инцидентами с утечками данных число запросов к российским ВКС-разработчикам растет. В свою очередь, отечественные вендоры активно работают над улучшением продуктов, делая их зачастую функциональнее зарубежных". Директор бизнес-юнита "Встречи" ООО "Линк" (МТС Линк) Олег Пашукевич, сославшись на совместное исследование с TAdviser, оценил долю российских компаний, которые пользуются исключительно зарубежными продуктами, в 1%, только российские применяют 39%, а оставшиеся 60% сочетают и те и другие. При этом он также назвал распространенной практику использования мессенджеров, обычно WhatsApp или Telegram, для корпоративных коммуникаций: в этом признались 70% опрошенных. Олег Пашукевич назвал такую практику очень рискованной, но без применения мессенджеров бизнес-процессы могут просто остановиться.\[quote\] https://www.comnews.ru/content/230281/2023-11-20/2023-w47/1010/2024-god… \[/quote\] Директор по развитию ООО "Рупост" Сергей Макарьин на конференции "Выбираем корпоративную платформу коммуникаций" назвал процесс миграции на отечественные ВКС массовым (по его оценкам, в него вовлечено до 75% российских компаний), но полный цикл такого проекта, в зависимости от масштабов компании, длится от года до двух. Также он допустил, что очень многие внедрения российских продуктов происходят формально и ими фактически почти не пользуются. Кроме того, Сергей Макарьин, сославшись на личный опыт, назвал чрезвычайно распространенной практикой использование для корпоративных коммуникаций различных решений, которые сотрудники устанавливают самостоятельно, не ставя в известность корпоративные ИТ, что приводит к утечкам данных и прочим инцидентам. Директор по продукту DION ООО "Дион" Дмитрий Денисов также обратил внимание, что внедрение ВКС сопряжено с большой нагрузкой на ИТ, поскольку переход на новый продукт приходится сочетать с поддержанием работоспособности унаследованного, что также непросто в условиях новой реальности. Менеджер по развитию бизнеса ГК Softline Анна Агапова назвала одним из главных мотивов для продолжения закупок зарубежного ВКС-сервиса поддержание инфраструктуры, построенной на основе зарубежных систем: "Переход на отечественное ПО осуществляется по мере роста зрелости сопоставимости по техническим и функциональным характеристикам с иностранными аналогами. Но уже задана тенденция, когда бизнес находит достойную альтернативу зарубежным продуктам. Все дело в том, что российские разработчики прислушиваются к пожеланиям конечных пользователей и в кратчайшие сроки их реализуют". Управляющий партнер платформы корпоративных коммуникаций и мобильности ООО "Анлимитед Продакшен" (eXpress) Игорь Малышев оценил качество российских решений как высокое: по удобству использования и функциональным возможностям они не только не уступают зарубежным, но и в чем-то их превосходят. Однако он обратил внимание, что на рынок вышло очень много отечественных вендоров, но рынок РФ очень узкий, и место на нем есть лишь приблизительно для пяти игроков, так что неизбежна его консолидация, которая вполне может стать "кровавой" и болезненной, в том числе для пользователей. Дмитрий Серый считает российский рынок перенасыщенным: "Игроков более 10, и на рынок продолжают выходить как стартапы, так и крупные корпорации со своими разработками в области видеокоммуникаций. Проблема в том, что под термином "видео-конференц-связь" на рынке сейчас собраны все решения, без учета их технологических классов. Это приводит к путанице заказчиков и внедрению нерелевантных продуктов. Странно объединять и оценивать по единым параметрам профессиональный продукт классической ВКС на базе протоколов SIP и H.323, разработка которого велась годами, и видеокоммуникатор, собранный из Open Source за шесть месяцев. Эти продукты решают абсолютно разные задачи и подойдут разным типам заказчиков. И если вдруг заказчик будет подбирать решение без пилотного тестирования у себя в инфраструктуре, только "по заявленным характеристикам производителя", а разработчик упрощенного недорогого продукта включит в описание возможности профессионального решения, то процесс эксплуатации покажет неспособность выбранного продукта закрывать сложные инфраструктурные задачи, под которые он подбирался". Павел Скрипниченко, однако, намного более оптимистичен: "Предположу, что местные разработчики сосредоточены прежде всего на внутреннем рынке. При этом российские решения развиваются активно. Считаю, что зайти на отечественный рынок онлайн-коммуникаций новому зарубежному игроку будет непросто". Сергей Герук не видит давления со стороны новых игроков из Китая и Индии, причем ни в одном из сегментов: "Индия хороша как подрядчик, недорогая рабочая сила, но чего-то принципиально нового они не разрабатывают. Китай - да, но есть много но. Во-первых, Китай разрабатывает решения для внутреннего рынка. Крупных китайских решений, которые приобрели бы статус глобальных, на рынке не так много. Во-вторых, опять же к Китаю будет тот же самый вопрос, как и ко всем иностранным вендорам, - контроль за корпоративной информацией. Важно понимать, что китайские компании не предложат решения on-premise, потому что в этом случае им нужно будет открывать в России большое представительство. И они предложат SaaS - и информация будет храниться где-нибудь в Поднебесной". По состоянию на середину марта 2024 г. технический директор системного интегратора CTI Альберт Исламов оценил количество российских ВКС-решений в 40, большая их часть базируется на проектах с открытым кодом. Однако российский рынок, по его мнению, освоен не более чем на 40%.\[quote\] https://www.comnews.ru/content/232084/2024-03-15/2024-w11/1008/dlya-vks… \[/quote\] Анна Агапова напомнила, что российские ВКС востребованы и на внешних рынках: "Российские разработчики совершают географическую экспансию на рынки стран Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии и занимают определенную нишу по экспорту российских решений за рубеж". * Discord, Skype, Teams и Zoom - запрещенные Роскомнадзором программы для банков, некредитных финансовых организаций и госкомпаний. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    Рынок исследований платного ТВ в США удвоится за пять лет13.64Пятница, 21 июля 2017
    Рынок сервисов кадрового электронного документооборота удвоится до конца 2024 г.13.21Воскресенье, 18 февраля 2024
    TelecomDaily: к 2028 году рынок облачной видеоаналитики вырастет более чем в три раза12.36Четверг, 08 июля 2021
    «Росэлектроника» создала систему корпоративных коммуникаций с распознаванием лиц12.1Вторник, 04 февраля 2020
    "Россети Волга" провела цифровизацию корпоративных коммуникаций12.1Понедельник, 04 сентября 2023
    Avaya запустила программу AI Connect по внедрению ИИ для корпоративных коммуникаций11.98Пятница, 08 декабря 2017
    Платформа для корпоративных коммуникаций APPrise Mobile привлекла свыше $1 млн инвестиций11.85Понедельник, 19 сентября 2016
    Когда ВКС перестало хватать: спрос на экосистемы для корпоративных коммуникаций растет11.85Воскресенье, 03 сентября 2023
    В «облаке» OnCloud.ru доступен сервис защищенных корпоративных коммуникаций на базе «Сибрус»11.73Вторник, 06 сентября 2016
    IBS построила систему корпоративных коммуникаций для «РЕСО-Гарантии» на базе решения Oracle11.73Четверг, 23 марта 2017

    Мы в соц. сетях