Дивный новый мир цифровой трансформации: банки испугались конкуренции со стороны маркетплейсов

17 июнь 2024 02:40 #116523 от ICT
Традиционные банки жалуются на маркетплейсы, которые предоставляют финтех-услуги. В то время как первые говорят, что ecom-платформы занимаются нечестной конкуренцией и не чувствуют на себе пристального взгляда регулятора, вторые утверждают, что борются за клиента и выполняют те же регуляторные требования, что и банковская система в РФ. Классические банки призывают к регулированию банков-маркетплейсов. Однако сами они активно осваивают нишу маркетплейсов, также другие, не свойственные кредитным организациям сферы. На Петербургском международном экономическом форуме 2024 года крупные традиционные игроки финансового рынка "Альфа-Банк" и ВТБ пожаловались Центробанку на растущую популярность финтех-сервисов маркетплейсов. Главный управляющий директор "Альфа-Банка" Владимир Верхошинский в ходе дискуссии "Банки или маркетплейсы: чей финтех круче?" привел статистику: 83% пользователей Ozon совершают покупки с помощью карты "Озон Банка", что лишает традиционные банки существенной части денежных потоков. Причина популярности карты "Озон Банка" - скидки на товары площадки. В выигрыше от такой конвергенции остаются и потребители, и маркетплейсы: например, ранее Wildberries - до запуска в январе 2024 г. анонимного электронного "WB Кошелька" - терял 40 млн руб. в день на банковском эквайринге. Банкиры назвали это "недобросовестной конкуренцией", "регулятивным арбитражем" и призвали Центробанк вмешаться в ситуацию. Ранее эту тему поднимали ВТБ и Промсвязьбанк (ПСБ) на конференции "Платежная индустрия - стратегическое развитие и новые решения". В частности, участники той дискуссии возмущались, что маркетплейсы предоставляют скидку за оплату с внутреннего счета, который бесплатно пополняется через СБП. Комиссия площадки в этом случае минимальная или даже отсутствует, в то время как сборы за эквайринг могут достигать 2% . Зампред ПСБ Константин Басманов сказал, что так клиент теряет кешбэк от банка, а маркетплейс увеличивает маржу. К регулированию тогда призвал и глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В апреле 2024 г. председатель ЦБ Эльвира Набиуллина сказала, что Банк России обсуждает, нужно ли дополнительно регулировать банки, принадлежащие крупным маркетплейсам. Она заявила, что такие банки действуют по общим правилам банковской деятельности - то есть тоже попадают под регулирование и надзор.\[quote\] https://www.comnews.ru/content/233633/2024-06-07/2024-w23/1008/centrobank-vernetsya-k-obsuzhdeniyu-regulirovaniya-bankovskikh-ekosistem-2025-g \[/quote\] Опасения банков понятны: маркетплейсы действительно становятся все популярнее, и с помощью их финтех-сервисов клиенты совершают все больше операций. По статистике аналитической компании Data Insight, объем рынка интернет-торговли в 2023 г. составил 7,9 трлн руб. - это на 48% больше, чем годом ранее. По прогнозам аналитиков, в 2024 г. объем продаж на российском рынке e-commerce вырастет более чем на треть - до 10,7 трлн руб. Чтобы убедить регулятора обратить внимание на маркетплейсы, традиционные банки приводят следующие аргументы: банки "рассматриваются под лупой", а финтех-сервисы маркетплейсов никто не контролирует; конкуренция недобросовестная, хотя и не противоречит закону; ecom-платформы не вкладывают столько же средств в кибербезопасность, как системообразующие банки; если что-то произойдет с традиционными банками, которые оказались в невыгодном положении из-за маркетплейсов, финансовая система страны испытает стресс. На тезис о недостаточном надзоре можно ответить фактом: банковская деятельность в России жестко регулируется Центробанком. У "Озон Банка" есть универсальная лицензия, так же как и у "Яндекс Банка", у "Вайлдберриз Банка" - базовая. Получить лицензию крайне сложно, так что все участники рынка, будь то "Альфа-Банк" или "Озон Банк", работают на равных условиях. А опасность для финансовой системы, о которой говорят банки, явно преувеличена: маркетплейсы не могут нанести непоправимый ущерб банкам, потому что те предоставляют еще множество других конкурентных услуг. К тому же банки сами активно заходят на "чужую территорию": запускают виртуальных операторов мобильной связи (MVNO), собственные платформы электронной коммерции и прочие сервисы. У "Альфа-Банка", к примеру, есть low-code платформа для создания сайтов. У ВТБ - виртуальный сотовый оператор "ВТБ Мобайл". У "Сбера" вообще есть несколько собственных маркетплейсов - "Мегамаркет" и "Сбермаркет", а также и MVNO. Поэтому жалобы традиционных банков на "недобросовестную конкуренцию" выглядят немного лицемерно.\[quote\] https://www.comnews.ru/content/233661/2024-06-10/2024-w24/1007/psb-obespechil-rossiyskim-mvno-pyatibankirschinu \[/quote\] В конечном счете, все это - проявления нарастающей цифровой трансформации. Крупные игроки активнее вторгаются в смежные сферы и строят экосистемы, предлагая клиенту одновременно и банк, и сотового оператора, и маркетплейс, и онлайн-кинотеатр, и много что еще. Ecom-площадки не отстают от гонки. А возмущения банков выглядят, скорее, как попытка сохранить позиции, используя лоббистский ресурс. Член совета директоров Центробанка Алексей Гузнов на ПМЭФ-2024 заявил, что регулятор не намерен вмешиваться в конкурентную борьбу. "Вопросы кешбэка, комиссий или процентов у маркетплейсов - это вопросы конкурентной борьбы. И, пожалуй, они не в нашей компетенции", - сказал Алексей Гузнов. Он отметил, что в 2025 г. ЦБ вернется к рассмотрению новых подходок к регулированию, которое предполагалось еще несколько лет назад: оно коснется и экосистем банков, и банков внутри экосистем. В конечном счете главное, чтобы в споре банков и маркетплейсов участники не забывали о потребителях. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    В марте 2020 г. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации на базе РАНХиГС запустит новый этап обучения цифровой трансформации д17.04Пятница, 21 февраля 2020
    В марте 2020 г. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации на базе РАНХиГС запустит новый этап обучения цифровой трансформации д17.04Пятница, 21 февраля 2020
    В марте 2020 г. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации на базе РАНХиГС запустит новый этап обучения цифровой трансформации д17.04Пятница, 21 февраля 2020
    В марте 2020 г. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации на базе РАНХиГС запустит новый этап обучения цифровой трансформации д17.04Пятница, 21 февраля 2020
    Банки на пути цифровой трансформации16.07Среда, 20 марта 2019
    О дивный новый Web 3.013.97Вторник, 19 июля 2022
    Новый этап цифровой трансформации стартует в Курчатове13.52Среда, 30 августа 2023
    Дивный новый мир: арест за отказ разблокировать телефон для полицейских13.22Понедельник, 09 марта 2015
    Как побороть цифровой консерватизм на пути цифровой трансформации стройки11.39Воскресенье, 26 марта 2023
    Банки инвестируют $17 млрд в цифровой бизнес10.38Среда, 15 июля 2015

    Мы в соц. сетях