Digital-перестройка: как бизнесу пройти путь цифровой трансформации

01 фев 2021 02:40 #99748 от ICT
Цифровизация лежит в основе многих государственных стратегий развития, а бизнес вкладывает миллионы долларов в digital-технологии. Но далеко не все меры одинаково эффективны. "Цифра" должна стать не самоцелью, а инструментом трансформации, который решит проблемы государства, частных компаний и пользователей. Это не утопия, а реальная стратегия, которую уже можно реализовать на практике. Разбираемся, как это сделать. Эпоха цифровой зрелости В 2020 году Москва впервые вошла в топ-20 рейтинга цифровой трансформации городов TSGI, а Россия заняла 7-е место в списке наиболее развитых digital-экономик мира. В то же время в рейтинге цифровизации бизнеса ИСИЭЗ ВШЭ страна занимает 31-е место из 33. Статистика помогает отследить динамику распространения цифровых технологий, но полную картину не отражает. Суть digital-трансформации заключается не столько в уровне доступности интернета или популярности электронных платежей, а в стадии эволюции бизнеса. Эту эволюцию определяет клиентоориентированность, уровень пользовательского опыта (UX) и эффективность операционных процессов. Цифровое общество не погружено в онлайн-среду - напротив, оно использует ее как инструмент для улучшения уровня и качества жизни. Таким образом, цифровизация - это не количество роботов на производстве, а то, насколько эффективно и слаженно они работают вместе с людьми. Это не красивое банковское приложение, а омниканальный сервис, который избавляет человека от ненужной рутины и дает ему больше свободного времени. Это не абстрактные лабораторные инновации, а реальные производства, которые штампуют красивые ноутбуки, смартфоны и смарт-часы - устройства, которыми захотят пользоваться люди. Лидером цифровой трансформации сегодня можно смело назвать Китай - страну, в которой фермеры из глубинки продают овощи, организуя живые трансляции на платформе Taobao. Или Германию, которая эффективно использует промышленных роботов в автопроме и уже давно реализует принципы Индустрии 4.0, о которой пока только рассуждают во многих странах. "Цифра" должна упрощать жизнь, и задача бизнеса - сделать ее инструментом упрощения и оптимизации. Важно понимать, что исследовать цифровую трансформацию нужно не на примере IT-компаний, которые органически встроены в digital-среду, а на примере "аналоговых" индустрий - логистики, промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования. Конечно, перестройка традиционного сектора не происходит в один момент - это долгий и последовательный процесс. В России примером такого последовательного движения стали Сбербанк, Газпромбанк и "Почта России" - компании, которые переизобрели и переформатировали себя. Они последовательно перестраивали свой фундамент, переводя клиентов с офлайн-каналов на цифровые. Сегодня они вступили в фазу цифровой зрелости: они готовы развиваться дальше, у них есть для этого возможности и ресурсы. А именно:
  • команда специалистов с высоким уровнем digital-компетенций
  • каналы привлечения прибыли (должны преобладать цифровые)
  • организация операционной деятельности
Если компания работает, как слаженный механизм, легко внедряет инновации и воспринимается как IT-компания - это большой прорыв. Сбербанк долгое время к этому шел, и недавний ребрендинг это доказывает. "Цифра" как механизм В контексте цифровой трансформации также часто говорят о цифровизации услуг, создании суперприложений и экосистем, которые решат все проблемы пользователя. Тренд прослеживается и на российском рынке, однако это лишь переходный этап трансформации. Задача любой компаний на этой стадии - перенасытить рынок цифровыми услугами и привлечь как можно больше клиентов, чтобы расширить охват. Именно это позволяет компаниям стать по-настоящему клиентоориентированными, лучше понять потребности людей и предоставить им более качественные услуги. Но цифровые технологии должны стать не только удобными и привлекательными, но также незаметными. Фактически "цифра" - это механизм процесса, но не сам процесс. Это касается и материальных продуктов: потребителю не нужны грандиозные изобретения. Важно создавать устройства, которыми захотят пользоваться люди. Автомобили, потребительская электроника, даже сельскохозяйственная техника - в России эти сегменты рынка пока недостаточно развиты, но у них огромный потенциал. Технологические продукты должны привлекать пользователя, взаимодействовать с ним на уровне дизайна и UX, эффективно выполнять свои задачи и функции. Добиться этого получится не сразу, но к этому нужно стремиться. Так, неудача с YotaPhone или "Яндекс.Телефоном" не должна останавливать разработчиков смартфонов - китайских производителей электроники когда-то тоже не воспринимали всерьез, а теперь смартфоны OnePlus и Xiaomi хорошо продаются по всему миру. Проблема в том, что в России не хватает собственных технологий и успешных стартапов, которые могли бы создавать привлекательные продукты и услуги. При этом в стране создан фундамент для их появления - мы быстро интегрируем новые технологии, легко подхватываем тренды. Например, безналичные платежи в последние годы развиваются так быстро, что этот процесс назвали "русским чудом" . Лучшее время для коллабораций Однако адаптация - это не то же самое, что инновация. Задача бизнеса сегодня - создавать технологии с нуля по тому же принципу, что Китай. Но здесь снова возникает проблема: отстающие компании не понимают, с чего начать, а у стартапов нет достаточных ресурсов. Поэтому в стране нужно создать условия для сотрудничества между крупными и мелкими игроками. Даже такие гиганты, как Apple и Facebook, скупают интересных новичков, чтобы развивать новые технологии - машинное обучение и дополненную реальность. По такому пути следует идти и российскому бизнесу, у которого уже нет времени на внутренние исследования и разработки. Создавать коллаборации можно не только с помощью M&A-сделок, но и за счет создания среды для совместных экспериментов - это и инновационные хабы, и хакатоны, которые объединяют талантливых IT-специалистов с крупными компаниями. Подобную тактику использует и "Почта России", и Сбербанк, которые регулярно участвуют в хакатонах, выступают спонсорами чемпионатов и сотрудничают с акселераторами. Например, "Почта России" предложила участникам хакатона "Цифровой прорыв" найти новые способы монетизации трафика своего портала. Такие кейсы помогают решать реальные задачи бизнеса и находить точки соприкосновения между стартапами и корпорациями. Региональные хакатоны также помогают налаживать связь между муниципальными властями и локальными стартапами - это дает шанс небольшим IT-проектам получить более широкий охват и начать внедрять свои решения на практике. Государству важно участвовать в таких процессах, но при этом поддерживать диалог с бизнесом, а не спускать "директивы". Посредником в процессе цифровой трансформации должны стать бизнес-объединения и ассоциации, которые донесут до государства консолидированную точку зрения бизнеса. Они могут послужить фильтром, который определит, на каких технологиях и отраслях следует сфокусироваться, а от чего, наоборот, стоит отказаться. Например, РАЭК занимается развитием электротехнической отрасли в России, выступая против недобросовестной конкуренции и монополизации рынка. Адаптация бизнеса к цифровой реальности - это долгий и трудоемкий процесс, но в России он уже начался. Пока в этом в основном преуспели госкорпорации, что в очередной раз доказывает: государство оказывает большое влияние на развитие бизнеса. В первую очередь следует устранить препятствия, создать инфраструктуру для роста и развития, сделать законодательство более гибким, адаптированным под потребности предпринимателей. Перед крупными и мелкими компаниями стоят общие задачи, поэтому важно консолидироваться, защищать и лоббировать свои интересы. Российскому рынку также не хватает коллабораций - партнерских отношений, которые не обязательно ведут к сделкам, но помогают создавать инновационные продукты вместе. Часто корпорации находятся в своем информационном пузыре - для прорыва им нужен свежий взгляд и видение. А стартапу, напротив, необходима систематичность, лидерство и ресурсы. Не стоит забывать и о реальных запросах потребителя, его интересах и проблемах. Цифровые решения должны облегчать жизнь и оптимизировать процессы, оставляя человеку больше времени для развития. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    «ЭР-Телеком» выбрала Netcracker Digital BSS для цифровой трансформации15.58Четверг, 21 марта 2019
    Завершен первый этап цифровой трансформации обязательных требований к бизнесу в сфере нормотворчества15.41Среда, 27 января 2021
    #SpaceCom Digital Russia 2022: главное о цифровой трансформации индустрии спутниковых коммуникаций14.94Четверг, 24 февраля 2022
    #SpaceCom Digital Russia 2020: актуальные проблемы спутниковых коммуникаций в эпоху цифровой трансформации14.79Понедельник, 03 февраля 2020
    Центр подготовки руководителей цифровой трансформации (CDTO, Chief Digital Transformation Officer) на базе ВШГУ РАНХиГС опубликовал модель компетенций, кото13.93Четверг, 12 марта 2020
    Центр подготовки руководителей цифровой трансформации (CDTO, Chief Digital Transformation Officer) на базе ВШГУ РАНХиГС опубликовал модель компетенций, кото13.93Четверг, 12 марта 2020
    Центр подготовки руководителей цифровой трансформации (CDTO, Chief Digital Transformation Officer) на базе ВШГУ РАНХиГС опубликовал модель компетенций, кото13.93Четверг, 12 марта 2020
    Центр подготовки руководителей цифровой трансформации (CDTO, Chief Digital Transformation Officer) на базе ВШГУ РАНХиГС опубликовал модель компетенций, кото13.93Четверг, 12 марта 2020
    В марте 2020 г. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации на базе РАНХиГС запустит новый этап обучения цифровой трансформации д13.85Пятница, 21 февраля 2020
    В марте 2020 г. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации на базе РАНХиГС запустит новый этап обучения цифровой трансформации д13.85Пятница, 21 февраля 2020

    Мы в соц. сетях