• Главная

Материалы

Сервисное государство нового поколения

16.10.2018 |
Источник: ComNews.ru (http://www.comnews.ru)
Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин представил концепцию
цифровизации государственного управления на 2018-2024 гг. - "Сервисное государство 2.0". Новая модель "Сервисного государства" позволит комплексно решать жизненные ситуации граждан на основании автоматизированных бизнес-процессов ("суперсервисы"), минимизировать участие чиновников в принятии решений по оказанию услуг, исключить бумажные документы как в процессе оказания услуг, так и между ведомствами. Эксперты полагают, что все описанное в концепции должно было появиться в России в результате выполнения госпрограммы "Информационное общество" (2011-2020).
сервис для управления и отслеживания доставокПокупайте ноутбуки, ПК, моноблоки, мониторы и рабочие станции Lenovo в компании Treolan!

Замглавы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) презентовал концепцию "Сервисного государства" версии 2.0. Максим Паршин сообщил, что главный принцип "Сервисного государства" состоит в отсутствии физических документов, кроме удостоверения личности гражданина. Он подчеркнул, что у граждан появится возможность получать государственные услуги в проактивном режиме: государство само напомнит, когда и что нужно сделать, а все необходимые документы будут запрашиваться из электронных реестров органов власти по единому идентификатору. Замминистра добавил, что многофункциональный центр (МФЦ) станет модератором в отношениях граждан и юридических лиц с органами власти.

Согласно представленной презентации, "Сервисное государство" версии 2.0 укладывается в федеральный проект "Цифровое госуправление" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ". Для "Сервисного государства 2.0" будут доработаны ведомственные системы, скорректирована нормативно-правовая база, на Едином портале госуслуг появятся новые услуги и сервисы. Принципами сервисного государства должно стать отсутствие бумажных процессов и физических документов, комплексное решение жизненных ситуаций гражданина на основании автоматизированных бизнес-процессов (сервисов) и автоматическое принятие решений вместо чиновников.

В "Сервисном государстве 2.0 (2018-2024)" рассматривается шесть направлений - "суперсервисы", "цифровой профиль", "единый фронт", "единый транспорт", "единая модель данных" и "единая платформа услуг и сервисов".

Так, в рамках первого направления в ближайшие три года будет запущено 25 цифровых суперсервисов, среди которых рождение ребенка, оформление пособий и льгот, электронный больничный, полис ОСАГО, полис обязательного медицинского страхования и трудовая книжка. Второе направление предполагает развитие Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Сюда относится цифровой профиль, облачная электронная подпись, биометрическая идентификация и реестр полномочий и согласий. "Единый фронт" означает, что все официальные информационно-сервисные интернет-порталы, сайты, мобильные и интернет-приложения, создаваемые и выпускаемые органами власти, будут объединены в одну систему. Направление "единый транспорт" касается данных и документов, связанных с облегчением электронного взаимодействия ведомств и юридически значимого документооборота. "Единая модель данных" подразумевает создание и развитие Национальной системы управления данными (НСУД). Сюда относится, в частности, внедрение единого стандарта управления жизненным циклом данных. "Единая платформа услуг и сервисов", по задумке, будет представлять единую бэк-платформу услуг и сервисов, где будет осуществляться, в частности, контроль сроков и качества предоставления услуг.

Напомним, что предыдущий проект - "Сервисное государство 1.0" с 2010 г. по 2018 г. включало четыре составляющих - "государственные услуги", "государственные порталы", "межведомственное взаимодействие" и "государственные данные". Согласно представленной в презентации статистике, в системе межведомственного взаимодействия (СМЭВ) за 2018 г. произошло 20,7 млрд транзакций между 16 тыс. участников в 30 тыс. информационных систем. Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ) воспользовалось почти 80 млн пользователей, получено 2,1 млрд услуг. На текущий момент более 1000 органов власти подключены к государственным порталам (35 тыс. госсайтов). При этом 330 систем остаются пока не связанными.

Похожий проект уже представил Центр стратегических разработок в апреле 2018 г. Документ получил название "Государство как платформа". В основе концепции лежит взаимодействие трех групп - граждан, государства и бизнеса. Так, для граждан снизится субъективизм при получении госуслуг и их стоимость. Для государства повысится скорость принимаемых решений и конкурентоспособность страны на внешних рынках. Бизнес сыграет роль поставщика данных для технологической инфраструктуры платформы.

Показателями успеха развития платформы ЦСР так же, как и у "Сервисного государства", являются снижение стоимости операций в системе государственного управления, увеличение скорости оказания государственных сервисов, удовлетворенность пользователей и отсутствие традиционных "бумажных" сервисов. Как следствие, предполагалось сокращение количества государственных служащих с соответствующим снижением затрат на фонд оплаты труда.

Ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян видит основную проблему представленной концепции "Сервисного государства 2.0" в том, что все описанное в презентации должно было появиться в России в результате выполнения госпрограммы "Информационное общество" (2011-2020). "Это не модель будущего, это модель того, как нам успеть догнать страны ОЭСР", - констатирует он. Карен Казарян полагает, что, в отличие от показанной Минкомсвязи модели, проект ЦСР "все же о взгляде на будущее", пусть и при определенном пересечении двух документов.

Анна Устинова

ОТПРАВИТЬ:

Скопируйте этот URL на свой сайт или блог.