в TWITER Facebook linkedin Telegram

Избранные статьи

Некоторые компании, работавшие на рынке компьютеров в 90-х годах, известны и поныне. Однако лет 25 назад их было значительно больше. Cloud4Y предлагает немножко поностальгировать и вспомнить компьютерные бренды, популярные в

Подробнее...

Перевели статью Bloomberg о Renaissance Technologies и его фонде Medallion. Рекомендуем к прочтению.

Фонд Medallion можно назвать самым чёрным ящиком во всей финансовой системе США. Он прославился далеко за пределами страны благодаря

Подробнее...


Степпер ASML: ключевое звено в производстве микросхем. На нём производится засветка фоторезиста через маску, как в фотоувеличителе. Стоимость прибора около $170 млн

У всех на слуху компании Intel, Samsung и

Подробнее...

Смена поколений: как Sony и Microsoft запускали свои прошлые консоли 

Вспоминаем главные успехи и неудачи двух компаний за последние 20 лет.

В 2020 году должен состояться выход PlayStation 5 и Xbox Series X. Microsoft уже успела представить внешний вид устройства на Game Awards 2019, а вот Sony пока ограничивается редкими рассказами о PS5 в прессе.

И пока весь мир гадает, когда Sony, наконец, покажет миру PlayStation 5, предлагаем вспомнить, как две компании презентовали и запускали свои предыдущие игровые устройства. За долгие годы противостояния, у обеих сторон были как взлёты, так и падения.

Запуск PlayStation

Sony прошла долгий путь до выпуска своей первой PlayStation в 1994 году. Первые намёки на создание PlayStation появились ещё в 1988-м, когда компания заключила договор с Nintendo на разработку CD-ROM для SNES — привода типа CD-ROM/XA.

Особенность этой конкретной модели заключалась в том, что компакт-диски данного формата позволяли воспроизводить записанные данные, аудио и видео одновременно, что позволило бы добиться более качественной графики и звука в играх. Планировалось, что SNES с приводом станет первым устройством Nintendo, поддерживающим диски.

На фоне сделки Sony планировала создать свою гибридную консоль, которая поддерживала бы картриджи от SNES и CD. В договоре между двумя компаниями даже было указано, что все права на продукцию формата SNES CD-ROM, включая игры, отходили к Sony. Неудивительно, что Nintendo начала опасаться за будущее своего бизнеса.

В 1991 году на выставке CES Sony анонсировала своё игровое устройство — Play Station: компания обещала, что консоль действительно сможет воспроизводить как картриджи, так и диски. Sony планировала опираться на уже имеющиеся достижения, привлекая к разработке игр свои музыкальные и кино-подразделения. Инженеры Sony, например, присутствовали на съёмках фильма Стивена Спилберга «Капитан Крюк» и думали, какую игру можно сделать на основе фильма.

Однако все эти планы нарушила Nintendo. Спустя сутки после выступления Sony на CES компания провела собственную презентацию, на которой её представители заявили о прекращении сотрудничества с Sony и анонсировали начало трудовых отношений по производству CD-привода для SNES с Philips.

 
Судьба единственного прототипа Play Station теперь будет решаться на аукционе

Конечно, Sony не хотелось бросать все наработки гибридной игровой консоли: руководители компании пытались понять, можно ли всё-таки выпустить продукт на уже созданной базе. Как следствие, до конца 1992 года Sony и Nintendo выясняли отношения в суде.

К началу 1993 года отношения между конкурентами улучшились, но к тому моменту в Sony началась работа над собственным игровым устройством с нуля: уже без поддержки картриджей. От прошлой разработки компания сохранила только название, из которого пропал пробел — PlayStation. Сначала устройство было выпущено в Японии: это случилось 3 декабря 1994 года. Его цена составила 39800 йен (на тот момент — порядка 360 долларов), а среди игр на старте оказались доступны King’s Field, Crime Crackers и Ridge Racer.Sony поддерживала хорошие отношения с third-party разработчиками, обеспечив выход на PS1 и новых игр: например, Mortal Kombat 3. К тому же компания сама начала приобретать игровые студии. Первой подобной покупкой оказалась Psygnosis, тут же переименованная в SCE Studio Liverpool.

За первую неделю в Японии было продано 300 тысяч PlayStation. Отличный результат для новой консоли, учитывая, что за семь дней до её релиза в продажу также поступила Sega Saturn, «сделавшая» за месяц, по официальным данным, 400 тысяч копий. Однако последняя цифра могла оказаться завышенной: проведённое исследование показало, что в магазинах было распродано 97% закупленных PlayStation, а вот копии Saturn частенько пылились на полках.

После успехов на местном рынке пришла пора запускать PlayStation в остальном мире. Осеннему релизу PS One в Северной Америке предшествовал майский показ на самой первой выставке E3 в 1995-м. В начале презентации компания включила задорный ролик с участием подростков, рассказывающих обо всех технических достижениях Sony: от плееров до телевизоров.

 
E3 1995

Затем на сцену вышел Олаф Олафссон — президент Sony Electronic Publishing — и следующие 20 минут рассказывал о состоянии дел в игровой индустрии, и о том, что в развитии этой сферы решающую роль сыграет именно PlayStation. Затем на презентации показали ролик об играх, в котором делался упор на то, что консоль сможет порадовать любого геймера.

В подтверждение своих слов Олафссон заявил, что над играми для компании работают более 400 студий-разработчиков и издателей по всему миру: тут же он перечислил и основные технические характеристики новинки. Ну и наконец, настал момент объявления цены. Для этого на сцену специально поднялся президент Sony Computer Entertainment Стив Рейс (Steve Race) и заявил, что PlayStaion будет стоить всего 299 долларов, что оказалась на 100 долларов дешевле главного конкурента — Sega Saturn. Публика встретила эту новость с восторгом.

В Северной Америке консоль вышла 9 сентября 1995 года, а через 20 дней последовал и европейский запуск. До конца 1995 года в США было продано 800 тысяч устройств, а к концу 1996-го мировые продажи достигли семи миллионов.

Успеху способствовала не только низкая цена, но и неплохая стартовая линейка игр: среди них были, например, Rayman, Ridge Racer и NBA Jam. В течение нескольких недель после запуска список игр был расширен Wipeout, Twisted Metal, Tekken и Warhawk. Также Sony использовала довольно агрессивный маркетинг: в первых рекламных роликах использовался слоган «U R NOT E» («You are not ready»), будто бы бросающий вызов игроку.

Жизненный цикл PS1 составил 12 лет: производство PlayStation закончилось только в 2006 году. Общие продажи за всё время составили 102 миллиона копий. Успех первой игровой консоли позволил Sony мгновенно закрепиться на мировом рынке и повлиял на продажи PlayStation 2.

Запуск PlayStation 2

Sony анонсировала PS2 ещё в начале марта 1999 года в Токио: через полгода после японского запуска Sega Dreamcast, начавшей шестое поколение. Никаких особенных подробностей компания не раскрыла, ограничившись разговорами об успехах бренда PlayStation и демонстрацией небольших демо-роликов, которые позволяли оценить мощность консоли. Мероприятие посетили порядка 1500 журналистов.

Полноценный показ PlayStation 2 состоялся в сентябре 1999-го на Tokyo Game Show. Кроме анонсов особенностей устройства (обратная совместимость, DVD-привод) и показа аксессуаров (геймпад, карты памяти), студия подготовила для выставки играбельные демо некоторых игр — Gran Turismo 3: A-Spec, Tekken Tag Tournament, Dark Clod и многих других. К сожалению, видеозаписей полной презентации на YouTube нет: только небольшие ролики, показывающие основные моменты.

Этих мероприятий хватило, чтобы Sony вновь легко обогнала главного конкурента — Sega Dreamcast. Запуск в Японии состоялся 4 марта 2000 года: всего лишь за сутки было продано 980 тысяч консолей по цене в 39800 йен (на тот момент — порядка 372 долларов) за штуку. К концу марта эта цифра достигла 1,4 миллиона.

В Северной Америке образовался дефицит PlayStation 2 после её запуска 26 октября 2000-го по цене в 299 долларов. Sony отгрузила 500 тысяч копий устройства, но этого не хватило, чтобы удовлетворить спрос. Всего за первые сутки после запуска PS2 в США, Sony получила 250 миллионов долларов прибыли: Sega со своей Dreamcast в сентябре 1999 года отчитывалась «всего лишь» о 97 миллионах.

На запуске PS2 в Северной Америке было доступно 29 игр. Линейка оказалась очень разнообразна — в ней нашлось место проектам самых разных жанров: SSX, Midnight Club, TimeSplitters, Unreal Tournament и многим другим. Мощному запуску предшествовала и запоминающаяся рекламная кампания. В этот раз Sony сделала ставку на странные концептуальные ролики — парочку из них снял сам Дэвид Линч.

О дальнейшей судьбе PS2 хорошо известно: она была снята с производства только в начале 2013 года, а по всему миру за 12 лет было продано больше 159 миллионов консолей — лучший результат в истории.

Запуск Xbox

Наблюдая за успехами PlayStation, Билл Гейтс решил, что Microsoft тоже нужно своё игровое устройство: он опасался, что в будущем PS2 навредит продажам ПК.

Xbox был анонсирован в марте 2000 года на GDC. В своей речи Гейтс главным образом говорил о технической стороне разработки. Затем публике было показано несколько демо, чтобы на деле проиллюстрировать возможности консоли. Однако сам Xbox компания не презентацию не привезла.

Этим выступлением Microsoft удалось убедить разработчиков, что у них будут все инструменты для создания лучших игр. Публика действительно оказалась приятно удивлена тому факту, что у Xbox будет, например, жёсткий диск и Ethernet-порт.

Внешний вид консоли был показан публике уже в январе 2001 года на конференции CES — через несколько месяцев после североамериканского запуска PS2. На презентацию Microsoft пригласила Дуэйна «Скалу» Джонсона — одного из самых знаменитых рестлеров в Америке.

Билл Гейтс в шутливой манере пообщался со звездой: оказалось, что основатель Microsoft знал о собеседнике только то, что тот пять раз становился чемпионом WWF (позднее переименована в WWE), а сам Джонсон в деталях изложил главные достижения Гейтса в индустрии. Разумеется, не обошлось и без восхищений Скалы возможностями новой консоли.

На E3 2001 компания объявила дату релиза, цену и стартовую линейку Xbox. Устройство должно было поступить в продажу в Северной Америке 8 ноября 2001 года по цене в 299 долларов: релиз в Европе должен был состояться только в марте 2002-го.

Также Microsoft похвасталась, что более 200 команд разработчиков трудятся над играми для Xbox. Одной из главной задач представители компании называли популяризацию онлайн-составляющей консоли. Также на конференции показали демо нескольких игр: Halo, Pirates: The Legend of Black Kat и Dead or Alive 3.

На словах всё звучит довольно буднично, но президент подразделения Entertainment & Devices в Microsoft Робби Бах, выступающий с речью, называл эту презентацию худшей в своей жизни. Во время конференции появились проблемы с показом слайд-шоу, звуком и демо-роликами. К тому же, по его словам, публика на мероприятии мучилась от похмелья, что только усугубило ситуацию.

Sony поступила по-умному. Мы были впервые на E3 в качестве производителя консоли, поэтому организаторам пришлось придумывать, как втиснуть нас в расписание. Sony заняла вечернее время, а потом устроила огромную вечеринку: журналисты были там до двух ночи.

Наша же презентация начиналась в восемь часов на следующее утро. Большинство зрителей мучились от похмелья, когда приехали к нам. Мы, конечно, подкачали с организацией, но перед такой публикой всё смотрелось ещё хуже.

Робби Бах
экс-президент подразделения Entertainment & Devices в Microsoft

Торжественный запуск консоли состоялся 15 ноября 2001 года. На мероприятие прибыл лично Билл Гейтс и вручил Xbox первому покупателю.

«Домашний» старт продаж оказался для Microsoft удачным: за первые три недели было продано больше миллиона устройств. Среди игр стартовой линейки особенно выделялась Halo: шутер Bungie всего за пять месяцев разошёлся тиражом в миллион копий, и Xbox моментально стал ассоциироваться с Мастером Чифом.

Однако за пределами Северной Америки дела у Microsoft шли не так гладко. В Японии, например, Xbox вышел в феврале 2002 года, но за два месяца было продано всего 190 тысяч копий.

Производство оригинального Xbox для Северной Америки завершилось в 2009 году, а для Японии и Европы — уже в 2006-м и 2007-м соответственно. С момента релиза было продано 25 миллионов консолей по всему миру — вполне неплохо для нового игрока на рынке, но сравнивать эти результаты с PS2 бессмысленно.

Впрочем, первый Xbox всё-таки позволил Microsoft занять свою нишу на рынке. Спустя год после запуска консоли заработал сервис Xbox Live, давший игрокам возможность без проблем играть друг с другом по сети: онлайн-гейминг дал ещё больше популярности Halo. Как показало время, этой основы компании вполне хватило, чтобы громко заявить о себе в следующем поколении.

Запуск Xbox 360

 Старт седьмого поколения — единственное на данный момент время, когда Microsoft удалось перехватить инициативу у Sony. Полноценному анонсу следующего Xbox предшествовал запуск ARG-игры OurColony, в которой игроки должны были зарабатывать очки и выполнять задания.

В награду участники получали размытые изображения и скриншоты из игр. 12 мая 2005 года игра закончилась, а игроки увидели на сайте пятиминутное видео об Xbox 360: консоль представил Джеймс Аллард — исполнительный продюсер Microsoft и один из создателей оригинального Xbox.

Следующим шагом в промо-компании Xbox 360 оказалось мероприятие MTV Presents: The Next Generation Xbox Revealed. Microsoft не пожалела денег на приглашение знаменитостей: передачу вёл актёр Элайджа Вуд (трилогия «Властелин колец»), а с музыкальными номерами выступила группа The Killers.

Кроме того, к рекламе консоли подключились ведущие передачи «Тачку на прокачку». Также зрителям показали короткие игровые ролики спортивных симуляторов от EA, Gears of War, The Darkness, Saints Row и многое другое. По мероприятию казалось, что Microsoft будто бы хотела привлечь внимание всей Северной Америки.

Через несколько дней после шоу MTV Билл Гейтс и Xbox 360 появились на обложке журнала Times. В интервью журналу CEO Microsoft не стеснялся поддевать конкурентов, заявляя, что когда Sony запустит свою PlayStation 3, то компании придётся бороться за внимание покупателей с Halo 3.

Стратегия по охвату максимально возможной аудитории продолжилась на E3 2005. Спикеры Microsoft, среди которых были Джеймс Аллард, Бобби Бах и Питер Мур, делали ставку на то, что Xbox 360 позволит игрокам делать всё, что они захотят вместе со своими друзьями из любой точки земного шара: играть, слушать музыку и смотреть фильмы.

За одну конференцию Microsoft успела рассказать, что сотни разработчиков трудятся над десятками тайтлов для Xbox 360, показать интерфейс консоли, подробно рассказать о новых возможностях Xbox Live и заявить, что компания планирует познакомить с Xbox 360 миллиард человек в новом поколении.

Конечно, на сцене были представлены и многочисленные игры: эксклюзивная JRPG The Lost Odyssey, Project Gotham Racing 3, Tom Clancy’s Ghost Recon 3, Call of Duty 2, TES IV: Oblivion, Gears of War и многие другие. Также Microsoft объявила о сотрудничестве со Square Enix по переносу игр издательства на Xbox 360.

После масштабной промо-компании первые продажи консоли также радовали. Xbox 360 запустился в США и Канаде 22 ноября 2005 года, а в декабре релиз состоялся в Европе и Японии. Цена составила 299 долларов (299 евро) за базовую версию Xbox 360 и 399 долларов (399 евро) за версию с жёстким диском на 20 ГБ.

В Америке все закупленные магазинами партии закончились в течение суток: многие люди, простоявшие десятки часов в очереди, уходили домой с пустыми руками. Некоторые особо предприимчивые счастливчики, которым удалось купить Xbox 360, перепродавали его на Ebay в несколько раз дороже.

Что касается стартовой линейки, то в самом начале на Xbox 360 было доступно 18 игр. Среди них оказались эксклюзивные Perfect Dark Zero, Project Gotham Racing 3, Kameo: Elements of Power; мультиплатформенные Call of Duty 2, Condemned: Criminal Origins, Gun, Need for Speed: Most Wanted и спортивные симуляторы от EA. Выбрать игрокам было из чего.

К концу года Microsoft отгрузила полтора миллиона Xbox 360: 900 тысяч в Америке, 500 тысяч в Европе и 100 тысяч в Японии. Планку в 10 миллионов проданных консолей в США компания перешагнула в мае 2008 года.

Несмотря на низкую цену и множество игр, у покупателей была веская причина критиковать Microsoft — технические проблемы. Про «Красные кольца смерти», случавшиеся при перегреве устройства, наверняка слышали даже те, у кого не было Xbox 360. В первые пару лет после запуска Xbox 360, компания не слишком активно стремилась решать проблемы пользователей.

В Британии, например, Microsoft просила у владельцев консоли, столкнувшихся с этой проблемой сразу после истечения 12-месячного гарантийного срока, 125 евро за ремонт, хотя уже было понятно, что в проблеме виновата сама компания.

К тому же Microsoft настаивала, что бракованными можно было считать всего лишь три процента произведённых устройств, хотя, опять же, казалось очевидным, что проблема намного масштабнее. Так, один из владельцев Xbox 360 за несколько месяцев сменил одиннадцать устройств и ни одно из них не работало нормально больше восьми недель. В своих «приключениях» он также обнаружил, что Microsoft зачастую посылала на замену не новые консоли, а восстановленные.

Помимо этого, он отметил, что техническая поддержка с каждым разом всё неохотнее реагировала на его претензии. В самой компании называли возмущающихся пользователей «громким меньшинством», заявляя, что множество пользователей вовсю наслаждается своей покупкой без всяких проблем. Ситуацию освещали и СМИ, выпускающие статьи, что Microsoft стоит задуматься о работе с покупателями, иначе всё их успехи быстро сойдут на нет.

С точки зрения покупателей, Microsoft не делает ничего, чтобы решить проблему. Пока медиа анализировали проблемы Sony, множество пользователей Xbox 360 разочаровывались в умении Microsoft делать консоли и несправедливой политикой в обслуживании клиентов. Все их претензии образуют огромную лавину беспокойства, которая может обрушиться на Microsoft, если проблемы не решить.

выдержка из статьи Gamesindustry.biz

В 2009 году Microsoft таки расширила гарантийный срок на устройства, у которых случились «кольца смерти», до трёх лет: причём это относилось и к устройствам, купленным до этого анонса. К тому же, в новых версиях Xbox (S и E), компания добавила уведомление, что консоль необходимо выключить, чтобы избежать перегрева.

Несмотря на все проблемы, у Xbox 360 случилась очень насыщенная жизнь. Его производство закончилось только в 2016 году, а по состоянию на январь 2020-го, общий тираж составил 85 миллионов копий — лучший результат в истории Microsoft.

Кроме того, число подписчиков Xbox Live с каждым годом увеличивалось: к 2010 году 25 миллионов человек пользовались сервисом, а подписку Gold, позволяющую играть по сети, оплачивала примерно половина пользователей. Благодаря сервису, в седьмом поколении Microsoft была лидером в области онлайн-гейминга.

Запуск PlayStation 3

Если Microsoft удалось успешно вступить в новое поколение, то у Sony начались проблемы после фантастического успеха PlayStation 2. PS3 была официально представлена на E3 2005 Казом Хираи, который через год стал президентом Sony Computer Entertainment.

Компания организовала двухчасовую конференцию, на которой подробно рассказала о техническом оснащении консоли: на это ушла большая часть презентации. Играм была посвящена, по сути, только последняя треть шоу. Студия показала трейлеры Fight Night 3, Devil May Cry 4, Ni Oh (вышла только в 2017-м), Heavenly Sword, Warhawk, Motorstorm.

В конце презентации Sony продемонстрировала внешний вид PlayStation 3 и назвала дату релиза — весна 2006 года. Также в рамках E3 компания показала прототип нового геймпада: по форме он тогда ещё напоминал бумеранг. Впрочем, реакция публики на новый DualShock оказалась не лучшей, и Sony вернулась к более привычному дизайну.

Ещё один момент, которым запомнилась E3 2005 — анонс Killzone 2, который Sony ещё долго припоминали. Тогда публике впервые был показан красивейший геймплейный трейлер игры. Однако потом оказалось, что разработка самой игры на тот момент ещё даже не началась, а продемонстрированый ролик — просто CGI.

В заявленную на E3 2005 дату релиз консоли не состоялся. Следующая большая демонстрация PS3 прошла только на Е3 2006. По формату выступление было похоже на предыдущую конференцию. Каз Хираи вновь рассказывал об особенностях PlayStation 3, уделяя особое внимание онлайн-функциям: Sony тоже хотела дать игрокам возможность общаться с друзьями, а не просто играть.

Тайтлы для PS3 вновь показывали во второй половине презентации, и тут Sony было чем похвастаться. Из игр зрителям представили Uncharted, Resistance: Fall of Men, Eight Days, Assassin’s Creed, Final Fantasy XIII, Metal Gear Solid 4.

Однако энтузиазм публики оказался немного развеян после объявления цены: 499 долларов за версию PS3 с 20 ГБ и 599 долларов за 60-гигабайтное устройство. Цифры оказались значительно выше цены Xbox 360, который успешно продавался уже больше полугода.

Такой скачок, вероятно, случился из-за того, что в PlayStation 3 был встроен Blu-Ray привод. Долгое время у PS3 была репутация самого дешёвого Blu-Ray плеера на рынке, от которого, впрочем, было не очень много пользы на старте: поддержка 720p была добавлена Sony только в 2007-м.

Релиз консоли был намечен на ноябрь 2006 года в Америке, Японии и Европе. Однако из-за проблем с производством до европейских игроков PS3 добралась только в марте 2007-го. Sony также не хватало качественных игр, которые могли бы продавать устройство. Во время ноябрьского запуска были доступны 12 тайтлов, самыми заметными из которых оказались Call of Duty 3, Resistance: Fall of Men, Ridge Racer 7 и спортивные симуляторы от EA.

За первые сутки продажи консоли в Японии составили 81,5 тысячу копий, а в США было поставлено всего 400 тысяч PS3. В американских магазинах образовывались огромные очереди, и случались происшествия: воры пытались украсть деньги у ожидающих людей, а некоторые покупатели пострадали в магазинных давках.

После запуска PS3 в Европе весной 2007 года, Sony продала 600 тысяч устройств. Старт PS3 нельзя назвать однозначно плохим, но с запуском PlayStation 2 это не сравнить. Последствия неудачного старта преследовали Sony очень долго: компания теряла деньги на производстве PS3 вплоть до 2010 года.

Конечно, со временем консоль «разогналась» и вошла в историю как обладательница огромного числа качественных эксклюзивов. Справедливо сказать, что PS3 уже в 2008 году представляла собой устройство, значительно отличавшееся от поступившего в продажу за пару лет до этого.

Многие СМИ даже писали повторные рецензии на PlayStation 3. Авторы портала Ars Technica, например, на старте поставили ей шесть из десяти, а уже в 2008 году восхищались системой, отмечая, что Sony провела выдающуюся работу над ошибками.

Sony прекрасно поработала над исправлением недостатков своей главной системы. Если раньше в их действиях было заметно высокомерие, то теперь его сменило понимание, что следует делать дальше, и открытость публике. Даже рекламные ролики стали лучше. Новый подход будто бы говорит всем тем, кто был недоволен устройством на старте: «Мы изменились. Мы осознали свои ошибки. Возвращайтесь домой, к той PlayStation, которую вы всегда знали».

отрывок из статьи Ars Technica

Впрочем, несмотря на исправленные недостатки, суммарные продажи PS3 составили 88 миллионов копий — всего на три миллиона больше, чем у Microsoft. Перед стартом следующего поколения казалось, что бренд Xbox вот-вот обгонит своего конкурента. Однако то, что произошло дальше иначе как катастрофой для Microsoft не назовёшь.

Запуск Xbox One

Неприятные для пользователей слухи о новой консоли Microsoft начали ходить ещё до анонса. Так, предполагалось, что новый Xbox потребует постоянного подключения к интернету, а если соединения не будет больше трёх минут, то игры перестанут быть доступны до появления сети. Подобные новости и так обсуждались в негативном ключе, но обстановку умудрился ещё больше накалить креативный директор Microsoft Studios Адам Орт (Adam Orth).

В своем твиттере он написал, что не понимает, почему всех так возмущает необходимость иметь постоянное интернет-соединение. Он был убеждён, что стабильная сеть — обязательный атрибут современной жизни, и добавил хэштег «смиритесь».

В комментариях к записи пользователи заметили, что далеко не во всех домах есть стабильный интернет и что даже у самых стабильных соединений бывают проблемы. Через несколько дней после скандала Орт покинул Microsoft, но репутационный ущерб компания уже понесла.

Анонс Xbox One состоялся 21 мая 2013 года на специальном мероприятии в городе Редмонд, где находится штаб-квартира Microsoft. Часовое шоу вёл Дон Мэттрик — президент подразделения Interactive Entertainment Business в компании.

В первые минуты конференции выяснилось, что Microsoft собирается продвигать новую консоль не столько как устройство для игр, а как мультимедийный центр. Первые полчаса спикеры говорили исключительно о том, что Xbox One станет быстрым и умным расширением телевизора с мгновенным переключением между ТВ-каналами, фильмами и музыкой.

Про игры на конференции рассказали только после того, как на сцену вышел Фил Спенсер, сделавший дежурное заявление, что Microsoft объединилась с разработчиками по всему миру, чтобы сделать Xbox One лучшим местом для создания контента. Его речь сопровождалась трейлерами Forza Motorsport 5 и Quantum Break. Также он пообещал 15 эксклюзивов в первый год жизни консоли.

 
Анонс Xbox One

Однако после этого про игры вновь будто бы забыли, а выступающие рассказывали о сериале по Halo и сотрудничестве со Стивеном Спилбергом. В конце конференции Мэттрик сказал, что Xbox One поступит в продажу в 2013 году по всему миру и показал ролик о Call of Duty: Ghosts.

После подобной презентации было не совсем понятно, для чего именно нужен новый Xbox: играть в игры или смотреть телевидение. В 2019 году Фил Спенсер говорил, что эта презентация не понравилась не только пользователям, но и многим разработчикам Xbox One.

Отзывы, которые мы получили от сотрудников, сводились к следующему: «Мы два года изо всех сил работали над Xbox One, а вы выходите на сцену и перечёркиваете все наши достижения, акцентируя вниманием на том, чем Xbox не является. Наши пользователи ждут от нас совсем не этого».

Фил Спенсер
глава подразделения Xbox

Неудивительно, что после всей критики в адрес Microsoft выступление компании на E3 2013 было целиком посвящено играм. За полтора часа публике показали длинные ролики MGS V: The Phantom Pain, Dark Souls II, Ryse: Son of Rome, Forza 5, Quantum Break, The Witcher III: Wild Hunt и многих других проектов. В конце конференции Спенсер заявил, что Xbox One выйдет в ноябре 2013 года в 21 стране по цене в 499 долларов (499 евро для Европы).

Пусть постоянного подключения к интернету консоль не требовала, но игроку всё равно надо было не забывать входить в сеть раз в 24 часа, чтобы Xbox One проверил все лицензии, насчёт которых у Microsoft оказалась новая политика. Дело в том, что первоначально компания хотела сделать так, чтобы к профилю Xbox Live привязывались даже игры, купленные на дисках.

По сути, после первой установки физические копии становились бесполезны: игрок мог получить доступ к своим играм, купленным в рознице, даже с устройства друга. Это решение ставило под угрозу существование вторичного рынка игр Xbox One и инициировало дискуссию о том, что игры теперь окончательно перестанут принадлежать покупателю.

Эти решения показывают, что сейчас интересы Microsoft в отношении Xbox как никогда далеки от интересов нас с вами. Компания устанавливает неопределённый срок годности для каждой игры на Xbox One, и у вас нет на них никаких прав.

выдержка из статьи Eurogamer

Впрочем, официально, компания всё равно оставляла возможность игрокам перепродавать игры: только делать они это могли в определённых магазинах и по согласию издателя.

Microsoft также планировала дать игрокам возможность делиться играми друг с другом через Xbox Live: правда игру можно было «одалживать» лишь один раз и только человеку, который был в вашем списке друзей не менее 30 дней. По схожей схеме должна была работать и система family-sharing, поддерживающая до 10 пользователей.

Sony быстро отреагировала на промах конкурента, выпустив шутливое видео по обмену игр на PS4

Негодование игроков и прессы было настолько велико, что Microsoft решила отказаться от спорных нововведений касаемо лицензий уже через несколько дней после E3 2013: теперь игры можно было перепродавать, как и во времена Xbox 360. Из-за этих «откатов» компании пришлось забыть о продвинутой family-sharing. 1 июля 2013 года Дон Мэттрик покинул Microsoft и вскоре начал работать в Zynga.

Наконец, в ноябре 2013 года Xbox One поступил в продажу, но не в 21 стране, как было заявлено ранее, а всего лишь в 13-ти. Большей части Европы пришлось ждать до 2014 года: в России, как и в Японии, продажи начались только в сентябре.

Microsoft предоставляла данные о продажах консоли до 2015 года: к тому времени в мире разошлось около 10 миллионов Xbox One. По неофициальным данным, к январю 2019 года компания смогла продать около 41 миллиона консолей — результат в два раза хуже, чем у Sony с её PS4.

Microsoft также хотела сделать Kinect обязательной частью устройства, но и от этой идеи пришлось отказаться

С годами компании удалось исправить ущерб, нанесённый неудачным анонсом. Microsoft сделала большую ставку на обратную совместимость, которой не было на старте, и сервис Xbox Game Pass, в который постоянно добавляются отличные мультиплатформенные игры. В 2017 году компания, помимо Xbox One S, выпустила Xbox One X — самую мощную консоль на рынке, способную выдавать картинку в настоящем 4K и 60 FPS.

Помимо этого, понимая, что с эксклюзивами Sony практически невозможно бороться в этом поколении, Microsoft сделала ставку на то, что с проектами Xbox One можно ознакомиться и на ПК. Компания запустила программу Xbox Play Anywhere, в рамках которой в некоторые купленные игры можно играть на нескольких устройствах (консоль и ПК) без дополнительной платы.

Сейчас вовсю идёт тестирование игрового стримингового сервиса Project xCloud, позволяющего играть на Android и iOS. Это — очередной шаг Microsoft по привлечению к продуктам семейства Xbox как можно большего числа пользователей.

Запуск PlayStation 4

Sony анонсировала новую консоль 20 февраля 2013 года на мероприятии PlayStation Meeting в Нью-Йорке. Презентация заняла два часа, и за это время представители компании рассказали о своём стремлении сделать PS4 лучшим местом для игр, раскрыли технические особенности и, конечно же, показали новые игры: Knack, Killzone: Shadow Fall, DriveClub, Watch Dogs. Само устройство на мероприятие не привезли, но назвали приблизительную дату выхода — конец 2013-го.

Вся остальная информация о PS4 была раскрыта уже на E3 2013. Основным спикером в этот раз выступил Джек Треттон — президент и CEO Sony Computer Entertainment America. Sony не сразу начала заваливать публику информацией о новом поколении: первая часть двухчасовой конференции оказалась посвящена успехам PS3 и PS Vita. Компания выражала уверенность, что оба устройства ещё покажут себя и займут достойное место в экосистеме PlayStation.

Затем разработчики представили трейлеры игр для PS4: The Order 1886, Infamous: Second Son, Knack, Final Fantasy XV, Assassin’s Creed IV: Black Flag и многие другие. Вероятно, самый любопытный и определивший будущее эпизод случился во второй половине презентации.

Так как конференция Sony проводилась после мероприятия Microsoft, то у компании была возможность подстроиться и сыграть на слабостях конкурента: именно это она и сделала. Треттон под гром аплодисментов рассказал, что у владельцев PS4 не будет никаких проблем с перепродажей игр. Он подчеркнул, что компания уважает право игроков распоряжаться приобретённым диском с игрой по своему усмотрению.

Окончательно покорили публику слова о том, что PS4 не потребует обязательного интернет-соединения. Покупатели смогут находиться оффлайн сколько захотят, а устройство не пришлёт уведомление о необходимости провести обязательную суточную проверку лицензий.

В конце презентации президент Sony Interactive Entertainment Эндрю Хаус озвучил цену устройства: 399 долларов (399 евро) — это оказалось на сто долларов (евро) меньше, чем у Xbox One. На экранах в это время красовалось изображение с финальным дизайном PlayStation 4.

На выставке Gamescom 2013 компания подробно показала интерфейс консоли и объявила дату выхода: 15 ноября в США и 29 ноября в Европе, включая Россию. На выставке в Германии также не обошлось без подколов в адрес Microsoft: всё тот же Хаус заявил, что Sony всегда учитывала интересы игроков и не меняла свою политику на ходу.

На всех ключевых мероприятиях Sony смогла выделиться на фоне конкурентов из Microsoft, настроивших против себя игровую общественность. Пока Xbox One нещадно критиковали, PlayStation 4 получала комплименты профильных СМИ, которые не стесняясь писали, что в новом поколении игрокам стоит выбрать PS4.

Разница — в отношении. Сила в пресс-конференции Sony не ограничивается объявлением цены и отсутствием строгих лицензионных ограничений. Разница, которая заставляет меня захотеть купить консоль, заключается в старании Sony понять своих покупателей. Компания уважает публику и своими действиями отвечает на критику за ошибки PlayStation 3.

выдержка из статьи GameSpot

За первые 24 часа после выхода в Северной Америке был продан миллион PS4: этот результат более чем в два раза превышает показатели PS3 в 2006 году. В Великобритании за 48 часов разошлось 250 тысяч копий. К концу 2013 года продажи PlayStation 4 составили более четырёх миллионов копий по всему миру. Отличная динамика сохранилась и дальше.

Когда в конце 2015 года Microsoft отчитывалась о 10 миллионах Xbox One, продажи Sony превысили 30 миллионов копий. По состоянию на январь 2020 года, в мире было продано 106 миллионов PS4 – это четвёртый лучший результат в истории: выше только у Game Boy, Nintendo DS и PlayStation 2.

Пример PlayStation 4 показывает, что новой консоли вовсе не обязательно иметь убийственную линейку игр на старте. Как и у Xbox One, большую часть доступных на запуске проектов составляла мультиплатформа: Assassin’s Creed IV: Black Flag, Need for Speed: Rivals, Call of Duty: Ghosts и многие другие. По сути, единственным эксклюзивом PS4 оказалась Killzone: Shadow Fall. Общее число стартовых игр составило 26.

Перевеса в новом противостоянии с Microsoft Sony добилась дружелюбным отношением к игрокам. В следующие семь лет компания поддерживала свое лидерство регулярными качественными эксклюзивами, и в ответ на релиз Xbox One X выпустила своё, пусть и не такое мощное, устройство с поддержкой 4K — PlayStation 4 Pro.

Впрочем, под конец поколения стало ясно, что Sony необходимо что-то менять в своей тактике. Эксклюзивов у компании оставалось не так много, а для мультиплатформы лучше подходил более мощный Xbox One X с постоянно пополняющейся библиотекой Xbox Game Pass. Конкуренцию мог составить сервис PS Now, но за несколько лет работы он так и не вышел за пределы нескольких стран. Microsoft с 2015 года также вовсю развивала программу обратной совместимости, которая так и не появилась на PlayStation 4.

Последнее привело к забавной ситуации: на Xbox One, например, можно сыграть в большее число игр серии Metal Gear Solid, чем на последней консоли Sony, хотя именно семейство PlayStation считается «домом» для франшизы. Скорее всего, подобные проблемы компания будет решать уже с запуском PlayStation 5. 

На момент подготовки статьи, в интернете ходит намного больше слухов, чем подтверждённой информации про новые консоли: в особенности про PS5. По сообщениям Bloomberg, Sony заняла выжидательную позицию касательно объявления цены нового устройства, стоимость производства которого оценивается в 450 долларов за штуку.

 
Официальный логотип PlayStation 5

Также известно, что у PlayStation 5 точно будет обратная совместимость с PS4 и появится SSD, благодаря которому загрузки в играх будут значительно сокращены. Другие детали, согласно заявлению на официальном сайте, компания пока назвать не готова.

Судя по всему, первопроходцем во всех главных анонсах в этот раз придётся выступить Microsoft, уже показавшей внешний вид Xbox Series X. По сравнению с 2013-м, теперь у бренда компании есть мощные козыри в рукаве: обратная совместимость с тайтлами для оригинального Xbox и постоянно растущая библиотека Xbox Game Pass.

 
Xbox Series X

В последнее время компания активно скупает студии, поэтому с играми у них тоже должен быть порядок. Также Microsoft заявляла, что первое время все новинки для Xbox Series X будут выходить и на Xbox One. Учитывая все факторы, противостояние в новом поколении наверняка будет очень интересным.

Национальный агрегатор

В 2010 году одному из менеджеров сервиса «Яндекс.Новости» купили специальный телефон. На этот номер мог звонить только сотрудник Управления внутренней политики Кремля (*, рассказывает экс-сотрудник «Яндекса»*). «Яндекс.Новости», основанные в

Подробнее...

Мы в соц. сетях