Что мешает провести цифровую трансформацию эффективно и как этого избежать
31 янв 2022 02:40 #107603
от ICT
Чаще всего в последние пару лет крупный бизнес обращается к консультантам, чтобы провести цифровую трансформацию. Для ИТ-сектора это особенно актуально. Все хотят быстрых результатов, пытаясь догнать конкурентов, но не всегда готовы играть в долгую. Игорь Чугай, партнер STR Suite, рассказывает, как избежать главных ошибок и провести трансформацию правильно. Как выглядит процесс трансформации Есть три вида изменений в компании: Транзакционные: внедрение постоянных улучшений в уже существующий процессы. Например: у вас есть операция, которую можно делать при помощи станка и 10 человек. Вы оптимизировали ее, и теперь достаточно 5 человек. Переходные: качественные изменения на уровне инструментов и технологий, которые обеспечивают переход на новый уровень. К примеру, сегодня вы вбиваете данные в Excel, а завтра работаете в CRM. При этом мы точно знаем, куда мы движемся, сколько времени и денег нам на это понадобится. Трансформационные: глобальные изменения в состоянии неопределенности. Сегодня ваше производство использует уголь и дизельное топливо, а в ближайшие лет 10 нужно полностью перейти на зеленую энергию. Вы не уверены ни в сроках, ни в ресурсах, ни в том, что за источники энергии вы будете использовать в итоге. Та самая неопределенность — одна из ключевых особенностей эпохи VUCA (от англ. Volatility — нестабильность, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — двусмысленность): когда изменения вокруг происходят настолько быстро, что мы не успеваем к ним подготовиться. В ИТ-секторе это особенно актуально — новые технологии сейчас проходят цикл от идеи до глобального тренда буквально за пару лет. В чем главные трудности Во-первых, из-за неопределенности путь к трансформации становится нелинейным. Вы не просто идете из точки А в точку Б по прямой, а постоянно меняете направление и промежуточные цели. В одиночку это сделать довольно сложно: нужен объективный взгляд со стороны, чтобы успевать за переменами и поддерживать бизнес. Некоторые компании специально расширяют штат, а некоторые — нанимают консультантов. Во-вторых, крупные ИТ-компаний бывают так же консервативны по своей структуре, как и госкорпорации или тяжелое машиностроение. Все слышали про VUCA, но не все понимают, что речь про глубинные изменения, а не просто переход от аналоговых инструментов к цифровым. Важно понимать, что трансформация затронет все ключевые процессы и глобальную стратегию компании. Это потребует огромных ресурсов и неопределенных сроков. В-третьих, СЕО и ИТ-директора часто видят цифровую трансформацию по-разному: одни сосредоточены на стратегических задачах, другие — на технической стороне. Или наоборот: СЕО считают, что цифровая трансформация — это внедрение новых технологий. Достаточно запустить новое ПО, перенести все в облако, и прибыль сразу увеличится. А ИТ-специалисты уверены, что все дело в бизнес-процессах, поэтому заниматься трансформацией должно руководство, а не они. На деле правы и те, и другие: для успешной трансформации вам придется убеждать, договариваться и вырабатывать общую стратегию. С чего начать? Для начала определитесь, нужна ли вам трансформация вообще? Возможно, у вас просто нет на это ресурсов или вам достаточно менее радикальных изменений — транзакционных и переходных. Если трансформация все же необходима, нужно подготовить внутренние изменения, на уровне корпоративной культуры и ценностей; затем — на уровне структуры; и только потом привлекать внешние ресурсы. Важно убедиться, что СЕО компании в полной мере осознает задачи и сложности, с которыми предстоит столкнуться во время трансформации, готов включаться на каждом этапе. Иначе дальше стратегии дело не продвинется. После этого можно переходить к стратегическому планированию. Вот как выглядит пошаговый план действий: определить стратегию: для чего и куда мы идем; определить факторы успеха: за счет чего мы достигнем цели; выявить слабые места: что может нам помешать; оценить свои ресурсы: сколько времени, денег и сил нам понадобится и сможем ли мы справиться сами; если нужно — обратиться за помощью к консультантам или привлечь персонал в штат; понять, на каких направлениях нужно сфокусироваться в первую очередь: например, начать с логистики или документооборота. Приготовьтесь сразу планировать вдолгую: глобальная трансформация займет не менее 5-7 лет. Как действовать в процессе Во-первых, нужно выделить группу сотрудников, которая будет отвечать за трансформацию. Если вы планируете работать с консультантами, важно наладить коммуникацию: чтобы они работали в команде со штатными сотрудниками и имели доступ ко всем нужным ресурсам. В составе этой группы должны быть и менеджеры и технические специалисты: первые отвечают за управление процессами и коммуникацию, вторые — за техническое воплощение. При этом у обоих должны быть равные права и возможности в плане глобальной стратегии, но разные задачи и зона ответственности. У каждого должно быть четкое понимание целей и задач, а главное — необходимости самой трансформации. Во-вторых, нужно на каждом этапе пересматривать цели и задачи. Если вам не хватает вводных или вы не понимаете, куда теперь двигаться — обращайтесь за независимой оценкой. Например, вы хотите сделать компанию более экологичной и решили отказаться от бумажного документооборота. В результате выросли энергопотребление, нагрузка на серверы и локальную сеть. Вы можете полностью пересмотреть свои цели или поставить новые: арендовать облачную ИТ-инфраструктуру и перевести часть операций на аутсорс. В-третьих, в компании должны быть направления, которые отвечают за текущие операционные задачи и прибыль и те, которые отвечают за прорывные инновации, которые обеспечат компании будущее. В среднем таких направлений должно быть четыре. Основное — то, которое отвечает за текущую прибыль. Новое направление, которое частично базируется на старом: например, новый продукт, который вы делаете с помощью уже имеющихся ресурсов. Прорывное направление: то, где вы экспериментируете с новым продуктом или технологией, которые могут принести вам прибыль завтра. Бизнес, который поможет первым трем развиваться: логистика, продажи, клиентский сервис. Все это должно объединяться общими корпоративными ценностями, вектором развития, стилем управления. Такая структура позволит вам выстоять в условиях неопределенности и меняющейся стратегии. Главные шаги Проанализировать бизнес и понять, на какой стадии компания и нужна ли ей трансформация прямо сейчас. Оценить свои возможности и ресурсы, а также выявить возможные препятствия. Убедиться, что инициатива исходит от СЕО компании. Определить стратегию, имея в виду, что ее придется менять под новые вызовы и условия. Выделить приоритетные направления, которые нуждаются в трансформации в первую очередь. Действовать поэтапно, не пытаясь охватить все и сразу. Выделить группу сотрудников, которые будут заниматься трансформацией. Разделить направления, которые будут обеспечивать трансформацию и те, которые будут приносить доход компании прямо сейчас. Регулярно подводить промежуточные итоги вместе с ответственной группой, корректируя цели и задачи под меняющиеся условия.
Ссылка на источник
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Похожие статьи
Тема | Релевантность | Дата |
---|---|---|
Исследование: Кто сможет провести цифровую трансформацию | 20.02 | Среда, 11 марта 2020 |
Больше половины регионов РФ не знают, как провести цифровую трансформацию | 19.59 | Четверг, 01 августа 2019 |
Новый троян ЦРУ мешает работать пользователям PowerPoint, «потому что они этого заслуживают!» | 14.96 | Среда, 17 мая 2017 |
"Переключи на оператора": почему чат-боты раздражают и как этого избежать | 14.67 | Воскресенье, 03 октября 2021 |
Маркетинг переживает цифровую трансформацию | 12.96 | Понедельник, 13 мая 2019 |
Госкомпании начали цифровую трансформацию | 12.96 | Пятница, 06 декабря 2019 |
ZTE ускоряет цифровую трансформацию с помощью 5G | 12.96 | Среда, 24 ноября 2021 |
РИР развивает цифровую трансформацию муниципалитетов | 12.96 | Вторник, 22 февраля 2022 |
Заморозки побили цифровую трансформацию | 12.96 | Воскресенье, 23 октября 2022 |
Заморозки побили цифровую трансформацию | 12.96 | Воскресенье, 23 октября 2022 |