От техногигантов до инфлюенсеров: кто ведет игру на рынке генеративного ИИ в России

11 апр 2024 09:40 #116061 от ICT
С возрастающим спросом на технологии генеративного ИИ на рынке возникает все более четкая градация компаний, которые стимулируют инновации в бизнес-среде. Интерес к новой технологии проявляется у многих игроков из разных отраслей, но не все располагают достаточной экспертизой и инфраструктурой для того, чтобы начать ее внедрение. О том, как GPT-революция разделила игроков на рынке и какие факторы замедляют внедрение генеративного ИИ, рассказывает директор по развитию бизнеса Just AI Светлана Захарова Ключевые типы компаний и их роль Вендоры. Первый тип игроков на рынке генеративного ИИ — это техногиганты, компании-лидеры, которые обладают необходимой экспертизой, большими объемами данных и инфраструктурой для разработки и поставки ИИ-моделей. Такие компании напрямую влияют на формирование тенденций развития технологий — они занимаются не только разработкой, но и предоставлением удобного доступа к ним другим игрокам, создавая вокруг себя инновационный кластер, в котором растут новые стартапы и направления в области генеративного ИИ. Например, "Яндекс" и "Сбер" предоставляют API своих LLM (Large language model, большая языковая модель) компаниям, чтобы те могли внедрять их в собственные продукты и сервисы. Подобные инициативы способствуют не только прогрессу в отрасли, но и созданию целой экосистемы в области ИИ. Разработчики. Ко второму типу игроков относятся компании — разработчики продуктов на основе генеративного ИИ. Эти компании не располагают ресурсами для создания LLM с нуля, но обладают экспертизой и решениями, позволяющими упаковать базовую технологию в эффективное решение для бизнеса. Например, компания "Битрикс24″ интегрировала GigaChat и YandexGPT в свои CRM-системы для упрощения коммуникации с клиентами. ИИ-инфлюенсеры. У этих компаний нет ресурсов на разработку технологий, но есть четкое видение процесса внедрения и ответы на главные вопросы бизнеса: "Нужен ли мне ИИ?", "С чего начать внедрение?", "Какую ценность принесет ИИ?", "Как измерить эффективность?" и т. п. Похожий путь бизнес проходил в начале 1990-х, на заре появления продуктов Microsoft в России. Тогда большое количество компаний было заинтересовано во внедрении инновационного софта, и на этом фоне стали формироваться организации, которые эту потребность закрывали. Просвещением на тему генеративного ИИ в бизнес-сообществе сегодня занимаются консалтинговые агентства, например "Яков и партнеры", а также эксперты по автоматизации или цифровизации бизнеса — всех их можно отнести к категории ИИ-инфлюенсеров. Компании-потребители. Это категория компаний, которые используют базовые технологии вендоров, решения или продукты разработчиков и экспертизу консалтеров для того, чтобы повысить свою эффективность и конкурентоспособность. Одни это делают за счет придания дополнительной ценности своим продуктам, которые прокачивают с помощью генеративного ИИ, другие — за счет внедрения новых технологий в существующие бизнес-процессы, повышая их эффективность. Гармоничное сосуществование этих подходов способствует созданию инновационных продуктов и услуг, отвечающих нарастающим требованиям и ожиданиям потребителей. Все компании из перечисленных категорий двигают отечественный рынок ИИ вперед, и скорость принятия генеративного ИИ невероятно высокая, чего, к сожалению, нельзя сказать про скорость внедрения. Лидирующие позиции на рынке займут те, кто преодолеет основные барьеры, связанные с внедрением. Что мешает внедрению Во-первых, недостаток понятных кейсов с измеримым ROI и метриками эффективности. ЛПР и инвесторы не могут четко оценить потенциальную отдачу от инвестиций в эту область. Рынок еще слишком незрелый, и большинство компаний боятся "обжечься", а потому ждут появления кейсов других игроков. Во-вторых, вопросы безопасности данных. После нескольких крупных скандалов из-за утечек чувствительной информации в ChatGPT стало ясно, что применение LLM чревато определенными рисками для кибербезопасности — как личной, так и корпоративной. А так как использование моделей топовых вендоров возможно только через облако, встает вопрос о том, как обеспечить безопасность данных и исключить передачу конфиденциальных данных в LLM. В-третьих, неготовность внутренних процессов или данных к интеграции в решения на основе генеративного ИИ. Самым показательным кейсом этой проблемы является внедрение ИИ в базы знаний. В такой базе обычно хранится описание процессов компании, регламенты, инструкции или документация на различные продукты и сервисы. С помощью ИИ сотрудники хотят быстро получать ответы на вопросы и решать свои задачи. Но при проверке актуальности такой базы в большинстве случаев значительная часть информации оказывается устаревшей, а документы требуют чистки и обновления. Эта проблема даже привела к появлению новой позиции — "Руководитель базы знаний", который будет отвечать за цифровизацию бизнеса за счет ИИ. Стратегии безопасного внедрения Активное внедрение генеративного ИИ в различных отраслях сможет ускориться, когда компании решат ключевые из вышеупомянутых проблем — недостаток кейсов и обеспечение безопасности проблемы. И если первая — вопрос времени и практики, то как решать вторую? Для компаний, которые хотят быть уверенными в том, что оперируемые в LLM данные не уйдут вовне, существует два пути. Дообучение open-source модели на собственных датасетах и установка в контур. Этот путь довольно затратный и сложный с точки зрения технической подкованности. Так как модели с открытым исходным кодом не такие мощные, как коммерческие, компании требуется собрать и дообучить LLM на качественных датасетах, чтобы извлекать из них пользу в будущем. Поэтому наличие сильной команды и ресурсов для дообучения модели играет ключевую роль. Установка системы маскирования данных. Пожалуй, самый доступный вариант. Такой инструмент устанавливается в контур компании и позволяет использовать любую LLM через API, исключая попадание конфиденциальных данных в облако вендора. Принцип работы системы маскирования заключается в анализе чувствительной информации и замене ее на вымышленную. Важно отметить, что при этом сохраняется семантическая целостность всех передаваемых данных. Подобными инструментами пользуются несколько крупных представителей финтех-отрасли и ретейла. Также существует вариант разработки собственной LLM с нуля. Но с текущим уровнем технологий этот путь доступен единицам компаний по всему миру, поэтому серьезно рассматривать его не стоит. Заключение Рынок осознает реальный потенциал генеративного ИИ, и именно поэтому государство выделяет субсидии на разработку и исследования в этой области, гранты на развитие стартапов. Зачастую пиар LLM опережает их фактическую ценность для бизнеса. Недостаток данных, аналитики и понятных KPI может привести к разочарованию в технологии. В таком контексте важно понимать, что хотя нейросети непрерывно развиваются и демонстрируют все новые возможности, успех от их внедрения зависит от грамотно выстроенных бизнес-процессов и выбора надежных партнеров, которые станут проводниками в мир ИИ. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Похожие статьи

    ТемаРелевантностьДата
    На российском рынке связи готовится одна из крупнейших в его истории сделок. "Мегафон" ведет переговоры сразу с несколькими компаниями о пр11.4Пятница, 08 ноября 2019
    На российском рынке связи готовится одна из крупнейших в его истории сделок. "Мегафон" ведет переговоры сразу с несколькими компаниями о пр11.4Пятница, 08 ноября 2019
    На российском рынке связи готовится одна из крупнейших в его истории сделок. "Мегафон" ведет переговоры сразу с несколькими компаниями о пр11.4Пятница, 08 ноября 2019
    На российском рынке связи готовится одна из крупнейших в его истории сделок. "Мегафон" ведет переговоры сразу с несколькими компаниями о пр11.4Пятница, 08 ноября 2019
    В России сотрудников оборонного предприятия уволили за игру в покемоны9.7Среда, 03 августа 2016
    Законопроект о пользовательских данных жестко раскритикован: «Он ведет к еще большему отставанию России в ИТ»9.6Пятница, 09 ноября 2018
    В России заблокировали крупнейший сайт с пиратским ПО для Android за игру о тоталитарном обществе9.5Среда, 20 сентября 2017
    Rubbles запускает платформу генеративного ИИ для крупного бизнеса9.37Пятница, 07 июля 2023
    Российским решениям на основе генеративного ИИ недостает практического применения9.27Четверг, 17 августа 2023
    Российские организации договорились о единых принципах создания и применения генеративного ИИ9.17Среда, 13 марта 2024

    Мы в соц. сетях