Стагнация или трансформация?

07 окт 2016 17:00 #46325 от ICT
Уже не первый год представители российской телеком-отрасли говорят о стагнации на рынке — платежи снижаются, ARPU падает, проникновение услуг близится к максимальным показателям... В общем, поводов для радости мало, особенно если вспомнить о целой плеяде законодательных инициатив из разряда "за гранью добра и зла".   Но, как известно, пока одни в кризис загибаются, другие ищут точки роста. Где можно нащупать последние, и есть ли они сейчас в принципе — обсуждали на прошлой неделе в рамках "Телеком форума — 2016″, организованного РБК.   Участники дискуссии на тему стагнации старались самого слова "стагнация" избегать. Да, стагнация есть, признает член правления МТС Игорь Егоров, но касается она лишь голосовых услуг. А на фоне их падения все операторы активно развивают новые сервисы. Хотя и "старые" нельзя сбрасывать со счетов. У того же МТС, к примеру, как утверждает Егоров, год к году растут платежи от sms.   Гендиректор "Акадо" Сергей Назаров с коллегой согласен, что стагнирует не отрасль в целом, а лишь некоторые услуги и определенные провайдеры. При этом сама отрасль подстраивается под новые реалии и задачи, и переходит к системам виртуализации, к облачным центрам, к предоставлению услуг под ключ.   "Телеком-отрасль перестает быть классической телеком-отраслью. На текущий момент мы не стагнируем, мы находимся в точке существенной трансформации, когда банки идут в телеком, телеком идет в банки, в интернет-сервисы, идет "уберизация" — мы наблюдаем кардинальную перестройку всего телеком-бизнеса", — поддержал мнение Назарова директор по маркетингу и развитию бизнеса МГТС Дмитрий Кулаковский.    За примерами далеко ходить не надо — "МегаФон" и МТС вовсю тестируют банковские карточки, "Орион", NetByNet и тот же МГТС открыли для себя охранные услуги, домашнее видеонаблюдение.   А вот гендиректор МТТ Евгений Васильев не столь оптимистичен в оценке точек роста. Да, они есть, безусловно, но в современных условиях классическим игрокам становится все сложнее оказывать телеком-услуги, чем любому стартапу (речь о всевозможных мессенджерах и прочих сервисах, оказывающих телеком-услуги без наличия собственной сети). Им приходится преодолевать барьеры в виде затрат на инфраструктуру, и в виде каннибализации своей же базы. "Да, новые возможности есть, но смогут ли традиционные операторы воспользоваться ими — еще вопрос", — говорит Евгений.   Тем более остро он встает на фоне все снижающихся цен на связь и низкого ARPU, по сравнению с зарубежными странами. Для понимания — у тех же "Акадо" и МГТС ARPU за услуги интернет-доступа составляет 400 рублей, а за телевидение от 200 (у МГТС) до 400 рублей (у "Акадо"). При этом, в США средний чек как за ТВ-услуги, так и за интернет, составляет от $60.   Тут хотелось бы сделать небольшое отступление от рассуждений спикеров, и напомнить, что в Америке ARPU хоть и продолжает расти, но цены на услуги тоже снижаются. В ТВ-сегменте, например, в Штатах набирают популярность так называемые skinny bundles — пакеты с минимумом телеканалов. Причина проста — более низкая стоимость. По этой же причине народ мигрирует на OTT VOD-сервисы, такие как Netflix, Amazon, Hulu.   Что касается ценников в России, то хоть операторы и жалуются на низкие тарифы, любителей халявы, засилье безлимитных тарифов и маленький ARPU, но когда им резонно напоминают — "А кто же до этого рынок довел?", умолкают, и стараются переключиться на более позитивные темы.   Например, Дмитрий Кулаковский заверил собравшихся, что деньги у населения есть (да, траты сократились, но они коснулись других услуг, отдыха, еды), и в этом плане операторам есть куда расти, в особенности, если подключить smart-маркетинг.   Куда же без OTT?   Вслед за классическими услугами, перешли к обсуждению современных, проще говоря, к OTT. Открыл эту часть конференции гендиректор SPB TV Кирилл Филиппов, который презентовал отчет основных трендов потребления видеоконтента. Сразу уточню, что доклад основывался на онлайн-опросе 50 тысяч пользователей по всему миру — зрителей SPB TV, а также подписчиков "Амедиатеки" и Mobilink.   К каким выводам пришли? Что основной аудиторией данных сервисов являются люди в возрасте от 41 до 50 лет (18%) и от 24до 29 лет (также 18%). Чуть меньше на этих площадках лиц возрастной категории 30-35 лет (17%), 18-23 лет (15%) и 36-40 лет (13%).   Главным "орудием" видеопотребления для OTT-пользователей является смартфон — им пользуются 80% респондентов. Следом идут ноутбук и ПК (61%), планшет (48%) и Smart TV (24%). К слову, обычным телевизором, не подключенным к интернету, пользуется только 20% опрошенных, а всевозможными приставками, консолями и другими connected-устройствами — 18%.   Что смотрят пользователи разных платформ — можете посмотреть на графике.     Также SPB TV проанализировал — как пользователи относятся к рекомендациям контента. По словам Филиппова, здесь ситуация серьезно поменялась, и уже бОльшее число людей (47%) довольно тем, как данные системы работают. Хотя, примерно треть пользователей (33%) по-прежнему считают, что такой функционал нерелевантен реальным запросам аудитории, и чаще всего рекомендации не соответствуют предпочтениям зрителя. Еще 10% элементарно не нравится, когда им что-то рекомендуют, оставшиеся 10% никогда не слышали о системах рекомендации контента. Ссылка на источник


  • Сообщений: 103416

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Мы в соц. сетях